Итоги Х Международного навигационного форума

С 11 по 12 мая 2016 года в Москве состоялся Х юбилейный Международный навигационный форум, который является центральным событием и главной коммуникационной площадкой для обсуждения новейших технологических и рыночных тенденций навигационной отрасли, в том числе развития технологий ГЛОНАСС, в России и мире.

Совместно с форумом проходила VIII Международная выставка «Навитех-2016» — уникальный специализированный проект, где представлены мировые лидеры рынка спутниковой навигации, навигационно-информационных технологий, геодезии и картографии. В этом году выставка «Навитех-2016» прошла одновременно с выставками «Связь» и «СТЛ. Системы транспорта и логистики» в рамках Российской недели высоких технологий. Такой формат значительно расширил аудиторию профессиональных посетителей, повысил уровень и масштаб деловых встреч. Проведение данных проектов в одни сроки на одной площадке способствуют успеху совместных усилий государства и бизнеса, направленных на широкое применение глобальных навигационных технологий в важнейших отраслях экономики.

В экспозиции свои разработки продемонстрировали 53 компании из Белоруссии, Канады, Китая, Литвы, России. Достижения отечественных производителей в этом направлении гости выставки смогли по достоинству оценить на стендах российских участников.

Стратегия развития навигационного рынка в России и мире, новые интеграционные услуги и сервисы на основе спутниковой навигации, беспилотники, «Интернет вещей», безопасные города, «умные» автомобили и дома, высокоточная навигация, дальнейшее развитие проекта «ЭРА-ГЛОНАСС» обсуждались ведущими мировыми и российскими экспертами в рамках Недели высоких технологий в Москве.

В рамках пленарного заседания Навигационного форума помощник Президента Российской Федерации Игорь Левитин отметил успехи развития навигационной отрасли за последние десять лет, в первую очередь за счет запуска масштабного государственного проекта «ЭРА-ГЛОНАСС» (государственная автоматизированная система экстренного реагирования при авариях).

Александр Гурко, президент некоммерческого партнерства «ГЛОНАСС» (НП «ГЛОНАСС»), прогнозирует активное развитие беспилотных навигационных систем. По его словам, основное направление деятельности НП на ближайшие годы – это развитие навигационных технологий, прежде всего, в сфере беспилотного транспорта, системы управления трафиком и контроля беспилотными навигационными системами. Этот рынок активно растет, сейчас существует около 120 различных приложений, в которых дроны используются для промышленного, коммерческого и бытового назначения. Стоящая сейчас задача – это снять барьеры, в том числе законодательные, для развития технологий, чтобы Россия могла стать частью глобального рынка. Деятельность по беспилотным навигационным системам будет вестись в четырех основных направлениях: создание инфраструктуры, разработка регуляторики, разработка экосистемы сервисов и разработка требований к бортовому оборудованию. Несколько недель назад НП «ГЛОНАСС» подписала контракт с ОАО «Российские космические системы», в рамках которого началось проектирование инфраструктуры и создание основы нормативно-правовой базы в этой области.

Заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации Александр Морозов рассказал о внедрении системы и установке устройств вызова экстренных оперативных служб на этапе автопроизводства как о конкурентном преимуществе производимых в России транспортных средств.

Особое внимание на форуме было уделено применению технологий для безопасности движения. Надо отметить, что международное сотрудничество в области создания технических требований активно развивается. Российская Федерация возглавляет международную группу по разработке Правил ООН в отношении регламентом для транспортных средств, оснащенных устройствами вызова экстренных оперативных служб. Опыт создания и внедрения российской системы «ЭРА-ГЛОНАСС» станет основой универсальных международных требований для европейской e-Call- и других аналогичных систем.

Уже сейчас есть все условия для проведения сертификационных испытаний автомобилей. В ЕАЭС аккредитованы семь органов по сертификации и три испытательных центра. Результаты испытаний взаимно признаются на территории всех государств — членов ЕАЭС.

В качестве основных драйверов мирового развития навигационной отрасли в ближайшие 3–5 лет эксперты также называют капитализацию посредством коммерческих сервисов — информационных, безопасности, платежных, страховых, технической поддержки; возможности «подключенного автомобиля» (Connected Сar) и Сonnected People, применение пользовательских интерфейсов в области автомобилестроения.

Основные тренды на транспорте — это «умный» автомобиль, «умный» беспилотный автомобиль и в целом «умные» виды транспорта. Стремительно развивается сегмент in vehicle infotainment — автомобильные информационно-развлекательные системы.

Перспективным трендом является развитие indoor-навигации (навигации внутри помещений) и сквозной (бесшовной) навигации в целом, когда пользователь, имея надежное навигационное решение, уже не замечает, какая технология работает внутри помещения, а какая снаружи.

Необходимо отметить, что на сегодняшний день существуют сложности с внедрением одной из трендовых технологий v2x (обобщенное название технологий автономного взаимодействия между участниками дорожного движения и дорожной инфраструктурой: v2i — vehicle-to-infrastructure, v2v — vehicle-to-vehicle, v2p — vehicle-to-pedestrian и др). Эксперты отмечают, что пока в России этой теме уделяется недостаточное внимание, а проекты по теме v2x активно не реализуются.

В области разработки потребительских навигационных устройств, как и в предыдущие годы, все движется к мультисистемности. Полномасштабно функционирует российская спутниковая группировка ГЛОНАСС и американская GPS, активно развиваются китайская Beidou и европейская Galileo, активизировалось развитие индийской IRNSS.

Для новых российских навигационных проектов рынок также открыт. Один из ярких примеров — конкурс навигационных стартапов.

Владимир Пучков, старший проектный менеджер кластера космических технологий и телекоммуникаций Фонда «Сколково», рассматривая навигационную отрасль, выделил два основных тренда. Первый — это комплексирование навигационных данных, полученных от различных источников: GNSS/RNSS, беспроводных сетей (Wi-Fi, BT, Zigbee), MEMS, магнитных полей. Второй тренд, только начинающий формироваться благодаря развитию таких рынков, как БПЛА, IoT, V2X и массовому применению технологий 3D лазерного сканирования, — возможность выхода на новый уровень относительного и абсолютного позиционирования с использованием новых данных, получаемых от инфраструктуры: маяков BTLE, базовых станций высокоточной навигации, псевдоспутников, данных высокоточной 3D-картографии. По мнению эксперта, в ближайшие пять лет должно произойти достаточное оснащение инфраструктуры, которое позволит сформироваться единому «полю» высокоточной навигационной информации, хотя бы на том же уровне качества и охвата, на котором сейчас доступен сигнал сотовой связи.

Более подробную информацию можно найти на официальных сайтах:www.glonass-forum.ru и www.navitech-expo.ru.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *