Радиосети сбора данных и управления для автоматизированных систем управления в структуре ТЭК. Часть 2

№ 4’2014
PDF версия
Энергетическая система должна надежно функционировать в обычной обстановке, в чрезвычайных ситуациях, в угрожаемый и особый периоды. Поэтому обеспечивающие работу АСУ радиосети обмена данными должны создаваться с учетом условий работы в любой обстановке и обладать соответствующим уровнем надежности и живучести.

Первая часть статьи.

Данная аппаратная платформа была выбрана, поскольку она имеет большое количество внешних интерфейсов, позволяющих подключить широкий спектр внешних устройств (в соответствии с Приказом № 285 Министерства транспорта РФ), и использует современный навигационный и связной модуль. Базовая модель доработана с учетом пожеланий пассажирских перевозчиков и на данный момент поддерживает следующие функции:

  • контроль открывания дверей;
  • контроль уровня топлива;
  • двухстороннюю связь «диспетчер-водитель»;
  • тревожную кнопку;
  • интеграцию с системой СЭКОП1 (Санкт-Петербург);
  • считывание данных с карт RFID;
  • идентификацию водителя по ключу I-Button.
Схема стационарной технологической радиосети управления телемеханикой повышенной надежности и живучести на узкополосных радиомодемах (БС — базовая станция; ВОЛС — волоконно-оптическая линия связи; КП — контролируемый пункт; РРЛ — радиорелейная линия)

Рис. 1. Схема стационарной технологической радиосети управления телемеханикой повышенной надежности и живучести на узкополосных радиомодемах (БС — базовая станция; ВОЛС — волоконно-оптическая линия связи; КП — контролируемый пункт; РРЛ — радиорелейная линия)

Уникальная особенность прибора состоит в том, что у него есть возможность передавать данные на два сервера сразу. Эта функция удобна, поскольку информация может быть отправлена одновременно на сервер перевозчика и контролирующего органа. В частности, в прибор интегрирован протокол взаимодействия с АСУ ГПТ, функционирующей в ГКУ «Организатор перевозок» Санкт-Петербурга. Работа прибора с АСУ ГПТ успешно протестирована совместными усилиями специалистов компании «ЕвроМобайл», Global Position, CSB и ГКУ «Организатор перевозок». Вторым протоколом по умолчанию является открытый протокол GNS Extended, который поддерживается практически всеми известными ПО для мониторинга, такими как Wialon, Omnicomm Online, Fort Monitor, Navixy Server, «ПИЛОТ», Geostron, «Скаут-Платформа». Подобное решение позволяет избежать межсерверного взаимодействия, что, в свою очередь, снижает затраты на эксплуатацию и существенно повышает отказоустойчивость системы в целом. Это происходит за счет исключения из цепочки доставки данных на сервер контролирующего органа лишнего серверного оборудования и дополнительного канала передачи информации (рис. 2).

Схема коммутации оборудования стационарной технологической радиосети управления телемеханикой повышенной надежности и живучести (БС — базовая станция; РРЛ — радиорелейная линия; КП — контролируемый пункт)

Рис. 2. Схема коммутации оборудования стационарной технологической радиосети управления телемеханикой повышенной надежности и живучести (БС — базовая станция; РРЛ — радиорелейная линия; КП — контролируемый пункт)

В приборе установлен современный навигационный ГЛОНАСС/GPS-модуль НАВИА ML8088sE, указанный в Государственном реестре средств измерений (регистрационный номер 50034-12, рис. 3), что гарантирует максимально точные данные о местоположении транспортного средства. Достоверность и точность навигационной информации крайне важна для компаний, осуществляющих муниципальные перевозки: на основе этих сведений перевозчики получают субсидии. Если передать информацию на сервер (например, из-за отсутствия покрытия GSM-сети) нельзя, прибор делает соответствующую запись во внутреннюю энергонезависимую память и при первой возможности отправляет ее на сервер методом FIFO. Кроме того, если трекер не может связаться с основным сервером, информация передается на резервный. При отсутствии внешнего питания трекер действует от встроенной АКБ емкостью 1600 мА·ч, которой достаточно для 9 часов интенсивной работы.

Окно модуля мониторинга состояния объектов системы (список и график)

Рис. 3. Окно модуля мониторинга состояния объектов системы (список и график)

Еще одна особенность Novacom GNS-GLONASS 5.0 TML — усиленная защита прибора от скачков напряжения. Благодаря внешнему блоку защиты трекер без последствий переносит скачки напряжения в диапазоне –250…+250 В. Блок защиты фильтрует помехи наносекундной и микросекундной длительности и отключает выходное напряжение при превышении уровня входного напряжения 32 В. Таким образом, на выходе устройства защиты, если реле-регуляторы выйдут из строя, выходное напряжение будет близко к 0 В. Этим описываемый блок отличается от большинства присутствующих на рынке аналогичных устройств, выполняющих функцию стабилизаторов-ограничителей выходного напряжения. В результате он не нагревается при перенапряжении на входе, не генерирует помех и не выходит из строя.

Окно модуля мониторинга состояния объектов системы (консоль событий)

Рис. 4. Окно модуля мониторинга состояния объектов системы (консоль событий)

Для повышения безопасности перевозок в Novacom GNS-GLONASS 5.0 TML реализована поддержка совместной работы с автомобильными 3G/4G 4-канальными видеорегистраторами Armavision (рис. 4). Такой комплекс (рис. 5) позволяет контролировать ситуацию на дороге, в кабине и салоне транспортного средства. Информация с камер видеонаблюдения сохраняется на жесткий диск видеорегистратора по нескольким сценариям:

  • постоянно;
  • при включении зажигания;
  • посигналуNovacom GNS-GLONASS 5.0 TML;
  • по сообщению диспетчера.
Окно модуля мониторинга состояния объектов системы (информационные панели)

Рис. 5. Окно модуля мониторинга состояния объектов системы (информационные панели)

Видеопоток с камер отображается и на дисплее водителя, и на рабочем месте диспетчера в режиме онлайн. По запросу диспетчера по каналам 3G/4G или Wi-Fi может быть получен видеопоток с жесткого диска, установленного в видеорегистраторе.

Для учета пассажиропотока Novacom GNS-GLONASS 5.0 TML интегрирован с системой «Автокондуктор» (рис. 6). Система характеризуется минимальной погрешностью, невысокой ценой и простотой монтажа. Отличием от большинства подобных систем является следующий принцип работы: данные о количестве пассажиров система получает от компьютера, который проводит 3D-анализ изображений с видеокамер. Такой подход сокращает уровень погрешности учета до 1–3% и не подвержен воздействию температурного фактора. «Автокондуктор» производит автоматический подсчет числа пассажиров и передачу информации на сервер/ПК. Сейчас распространены инфракрасные датчики, которые монтируются на каждую дверь транспортного средства. Точность таких датчиков гораздо ниже, а главное, они не учитывают временный выход пассажира из салона.

Специалисты Novacom Wireless постоянно ищут новые решения, с помощью которых смогут облегчить и оптимизировать работу пассажирских транспортных компаний. Поэтому список опций и возможностей данного узкоспециализированного прибора существенно расширится.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *