Общие тенденции и состояние рынка GSM терминалов в России

№ 2’2007
PDF версия
В данной статье описывается состояние, общие тенденции и динамика рынка GSM-терминалов, законченных беспроводных m2m устройств, предназначенных для беспроводной передачи данных по сетям сотовых операторов. Все приведенные данные отражают видение российского рынка компанией «Евромобайл», и основаны на реальных данных деятельности компании, имеющий многолетний опыт продвижения продукции ведущих производителей.

В данной сфере инноваций, Россия переживает период активного подъема. Распространение беспроводных m2m технологий можно стремительным, тенденция постоянна и отчетлива. Рынок данного спектра устройств можно считать сформировавшимся.

 

Терминология

Структура спроса по товарным группам (количество устройств)

Рис. 1. Структура спроса по товарным группам (количество устройств)

Прежде всего, хотелось бы еще раз определиться с терминологией, которую на данный момент можно считать уже устоявшейся:

  • GSM-терминалом, называют законченное и готовое к применению корпусное устройство, имеющие, как минимум, на борту стандартный интерфейс, например COM или USB, разъем для подключения питания, как правило поддерживающий мультивольтаж и стандартный коннектор для подключения антенны, как правило SMA или FME типа.
  • GSM-модулем называют устройство являющееся некого рода «полуфабрикатом», предназначенное для дальнейшей интергации в другие изделия. Для работы модуля необходимо дополнительно использовать схему стабилизации питания, усилитель уровня сигналов COM-порта, монтаж считывателя SIM-карты, монтаж средств для подключения антенны.

Таким образом, GSM-модули являются главной составляющей частью и основой для всех GSM-терминалов. Хочется также отметить, что термин GSM-модем применяется как к модулям, так и к терминалам.

В настоящее время именно устройства для передачи данных по сетям сотовых операторов, главным образом стандарта GSM стали некоторого рода оплотом мобильности межмашинного взаимодействия различного рода. Решающим и самым большим плюсом подобного рода решений является чрезвычайно широкое покрытие GSM сетей, высокая емкость, и возможность использования готовой инфраструктуры самого распространенного на земном шаре стандарта сотовой связи.

Здесь и ниже мы будем рассматривать рынок беспроводных устройств, применительно именно к GSM-терминалам. Именно эта категория продуктов наиболее востребована на рынке, и занимает большую часть объема продаж большинства компаний специализирующейся на продаже широкого спектра m2m беспроводной продукции (рис. 1).

 

В данной диаграмме выделены также другие, достаточно специфические группы продукции, такие например как аксессуары (антенны, блоки питания, кабели, коннекторы), модемы предназначенные для конечных пользователей (PCMCI – карты, компактные USB-модемы) и специализированные GSM-терминалы с функциями охранных систем.

 

Развитие рынка

Первую волну относящуюся году к рубежу 2003–2004 года возглавил Wavecom. Несмотря на то, что выход на Российский рынок был спонтанным и явно не организованным с маркетинговой точки зрения, эффект был достигнут. Первая именитая торговая марка до сих пор сохранят весомые позиции на рынке. Линейка предлагаемой ими продукции была пожалуй самой широкой в отношений вариантов исполнения, отличающихся подготовленностью к интеграции: каждый продукт предлагался пользователю в виде модуля, и в двух вариантах корпусных исполнений. Отличительной особенностью продукции Wavecom была возможность загрузки приложений пользователя написанных в собственной среде Open-AT.

Одними из первых конкурентов Wavecom стали GSM-терминалы производимые компанией SonyEricsson, разработчики которых пошли по пути аналогичного технического решения. Терминалы шведской компании также поддерживали загрузку приложений и опять в собственной среде m2m-power.

Тяжело сказать что именно послужило причинно, отсутствие единой среды разработки или специфичность применения, но написание приложений не под одной из сред не получило широкого применения в России. По самой оптимистичной оценке приложения пользователя заработали только на 5% установленных устройств.

В 2005 году произошел целый ряд событий приведший к существенной перестановке сил производителей. Появившиеся на рынке в 2004 году терминалы производимые под торговой маркой Siemens начали активно теснить конкурентов. Несмотря на значительно более узкий чем у конкурентов функционал, не позволяющий загрузку какого либо рода приложений, и наличие всего двух моделей: Siemens TC-35iT и Siemens MC-35iT, в течении всего полутора лет, Siemens уверенно захватил свое лидерство в продажах GSM-терминалов. Данные устройства не обладали какими-то дополнительными возможностями для пользователя, уже практически ушедший в прошлое TC-35i T даже не поддерживал протокол пакетной передачи данных GPRS. Однако, известная торговая марка, высокая надежность работы в любых условиях, а также возникшие внутренние проблемы m2m департамента SonyEricsson, и пускай не значительно, но все таки более низкая стоимость сделали свое дело.

По данным, полученным в результате маркетинговых исследований, проведенных компанией Евромобайл в 2006 году, доля продаж терминалов Siemens на внутреннем рынке России достигала 50% от их общего числа (таблица). При этом стоит отметить, что столь высокий результат достигнут именно за счет указанных выше модемов. Появившийся относительно позже терминал Siemens TC-65, поддерживающий загрузку приложений написанных на языке Java и имеющий гальваническую развязку для подключения датчиков, составляет существенно меньше десятой доли продаж данной группы оборудования Siemens. В условиях динамичного развития беспроводных технологий, данное решение может поменять ситуацию в самом обозримом будущем приобрести статус негласного стандарта, учитывая широкую распространенность языка Java и возможность сделать ПО фактически независимым от типа устройства, при условии что это будет поддержано другими производителями.

Таблица. Состояние рынка GSM-терминалов в 2003-2006 году
Состояние рынка GSM-терминалов в 2003-2006 году
* — усреднено, по данным Евромобайл

На данном этапе 2007 не преподнес особых сюрпризов в расстановке сил производителей и положение 2006 года можно считать текущим.

 

Новые производители

Активность на данном рынке в течении 2006 года, привела к появлению множества производителей GSM-терминалов. В основе большинства из них лежат модули «брендовых» производителей. Несмотря на то, что большинство изделий продается под собственными торговыми марками, на рынке присутствуют как откровенные подделки под уже существующие изделия, так и изделия использующие чужой бренд не законно. Естественно что все хотят стать лидером, и не трудно догадаться что практически вся подобная продукция пытается примерить на себя логотип Siemens.

Самым пожалуй ярким примером подобных продуктов, является получивший относительно широкое распространение некий МС39i. Многие конечные пользователи достаточно длительное время считали, что они приобретают и используют в работе продукт известного представителя. Абсолютно закономерным являлась как невысокая цена данного изделия, так и не высокое качество его исполнения в целом. Однако, стоит отметить, что производителями данных изделий был принято решение комплектовать их всем необходимым, для того чтобы начать работу: антенной, блоком питания и кабелем. Это решение было положительно воспринято потребителями: для не имеющих большого опыта интеграции существенно облегчило этот процесс, а имеющим постоянные объемы – существенно снижало стоимость конечного решения.

При этом, большинствоGSM-терминалов широко известных брендов, таких как например: Siemens, Wavecom, Enfora, поставляется в состоянии «как есть», т.е. не только не содержат никакой дополнительной обвязки, но и документации, а также каких либо инструкций и дисков с программным обеспечением или драйверами. Получить дополнительное преимущество для своей продукции наличия в линейке за счет «коробочных наборов» пытаются такие производители как Novacom и Teltonika.

На примере этих двух производителей можно наблюдать разницу маркетинговых подходов и видения рынка в целом. Продвигая собственные торговые марки, данные производители используют в своей продукции модули известных брендов: Novacom — широкий спектр модулей от Siemens, AnyDATA и SimTechnology. Teltonika же в противоположность, строит свои изделия главным образом на одном единственном модуле — Nokia 12i.При этом, первый из перечисленных производителей предлагает различные варианты комплектаций – от непосредственно терминала, до терминала со всей необходимой обвязкой.

Таким образом, Teltonika позиционирует себя ближе к потребительскому рынку, в то время как Novacom к промышленному. Этот вывод подтверждает также общий стиль продвижения перечисленных выше торговых марок, что также отражается в направленности рекламных материалов, создаваемых компаниями с целью прилечь потенциального потребителя.

 

Структура потребительского спроса

Структура потребительского спроса

Рис. 2. Структура потребительского спроса

Для понимания тенденций и процессов происходящих на рынке, наиболее важным является понимание нужд и потребностей потенциальных потребителей товара. Наиболее логично предположить что потребительские предпочтения, будут вытекать из сферы применения GSM-терминалов. Усредненное распределение потребительских групп на рынке, основанное на статистических данных за 2006 год предоставленных компанией Евромобайл, приведено на рис. 2.

 

Процентное соотношение приведенное на данной диаграмме характеризует объем устройств, реализованных различным потребительским группам в количественном отношении.

Как видно из приведенных данных, прорывом последних двух лет является рынок организации платежных систем. Если изначально под данное определение попадали в основном банкоматы и терминалы для оплаты платежными пластиковыми картами, то в настоящее время ситуация резко изменилась. Можно смело утверждать, что не менее 90% данного сегмента составляют производители и владельцы платежных терминалов, которые предназначены для приема наличных средств и осуществления оплат операторам сотовой связи и коммунальных платежей.

Стоит отметить, что не смотря на прогнозируемое падание объема выпуска подобных платежных терминалов в ближайшее время стоит ожидать, что данный сегмент не сдаст своего лидерства в течении еще нескольких лет. Небольшой, но стабильный рост показывает применение GSM-терминалов в сфере топливо и энергоучета. Однако в ближайшее время у этого потребительского сегмента есть серьезный ограничивающий фактор: количество достаточно современных счетчиков, способных напрямую взаимодействовать с беспроводным устройством.

Наиболее высокоперспективным, на наш взгляд, является потребительский сегмент «промышленная автоматизация и мониторинг». Как ни странно, именно приложение беспроводных технологий для управления и мониторинга различного рода производственными процессами, до сих пор не получило существенного развития в России. Однако, по мнению многих зарубежных аналитиков, именно производственный сектор является наиболее емким. А как показывает обширная практика других областей, все процессы и тенденции общемировых рынков приходят в Россию со все меньшим и меньшим опозданием.

 

Общие тенденции

Проанализировав данные, которыми мы располагаем, хочется понять, какого рода продукция наиболее будет востребована на рынке в настоящее и ближайшее время. На первый взгляд, тенденция может показаться нелогичной: при общем прогрессе технологий, максимально востребованы наиболее простые с функциональной точки зрения GSM-терминалы.

Однако объяснение этого факта чрезвычайно простое – как видно из изложенного выше, устройства, осуществляющие беспроводную передачу данных, уже не требуют какого либо рода контроллеров на самом GSM-терминале. В самом распространенном варианте применения – платежном терминале, модем фактически подключен к порту персонального компьютера, способного с помощью специфического ПО, контролировать параметры его работы. Таким образом, от GSM-терминала требуется три основные вещи: стабильное функционирование, работа со стандартными АТ-командами и невысокая стоимость.

 

Промежуточные итоги

На примере российского рынка беспроводных терминалов, наиболее ярко сказывается общая проблема российского маркетинга, суть которой можно охарактеризовать кратко: «отсутствие достоверной информации». Если первая составляющая этого явления – чрезвычайная молодость и аномально высокая динамика данного рынка, что не позволяет наработать серьезный материал для анализа, вполне естественна, то вторая, является общей аномальной тенденцией. Ее суть заключается в следующем – серьезные маркетинговые исследования, проводимые независимыми организациями отсутствуют, а маркетинговая информация собранная участниками рынка или не распространяется, или трактуется в свою пользу.

Таким образом, привести образом, привести полностью достоверные данные о соотношении долей российского рынка занимаемыми различными производителями является несколько затруднительной задачей. Однако, как уже и указывалось выше, достоверно возможно утверждать только одно: лидером продаж за 2006 год стал Siemens MC-35iT.

Учитывая существующую диманимку продаж GSM-терминалов на российском рынке, даже по самым скромным подсчетам в ближайшие три года, в среднем, стоит ожидать удвоения продаж GSM-терминалов в количественном выражении.

Хочется отметить, что все приведенные и полученные в результате внутренних маркетинговых исследований данные, вполне вписывается в оценки даваемые западными аналитиками: доля компании Siemens на беспроводном m2m рынке в целом за 2006 год составляет 41% (по данным Gartner), прогнозируемый прирост продаж в финансовом выражении не менее 40% в год, на фоне семикратного общего прироста продаж (данные Сi-Online, ABI Research) к 2011 году.

 

Развитие продолжается

Несмотря на явно оптимистичную картину нескольких прошедших лет, дальнейшие тенденции рассматриваемого рынка могут оказаться не такими очевидными, как это кажется сейчас. Наибольшее количество факторов рынка, пускай не способных остановить его рост, но имеющих шанс существенно снизить динамику, проявляется со стороны смежных технологий передачи данных. Однако стоит отметить, что превысить зону охвата GSM сетей в ближайшее время, исходя из объективных данных, не удастся ни одному существующих стандартов беспроводной связи.

Литература
  1. http://www.inconex.ru/mw/report2006_01.htm /ссылка утрачена/
  2. http://www.euroml.ru/
  3. http://www.gartner.com/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *