Требования к автомобильной системе «ЭРА-ГЛОНАС».
Обеспечение необходимого качества громкой связи в кабине транспортного средства
Цели и история проекта
Работа над проектом «ЭРА-ГЛОНАСС» началась в 2009 г. Аббревиатура «ЭРА» расшифровывается как «экстренное реагирование при аварии». Основными целями проекта являются:
- снижение смертности и последствий травматизма на российских дорогах;
- повышение безопасности грузовых и пассажирских перевозок;
- коммерциализация ГЛОНАСС, создание массового навигационного рынка услуг и оборудования;
- обеспечение конкурентоспособности оборудования и услуг на основе ГЛОНАСС.
Одним из условий реализации проекта является обязательное оснащение автотранспортных средств (ТС), эксплуатируемых на территории Российской Федерации, спутниковыми навигационно-коммуникационными устройствами (автомобильными системами, АС) «ЭРА-ГЛОНАСС». В случае дорожно-транспортного происшествия (ДТП) необходимая информация о ТС, включая его точные координаты, автоматически передается в диспетчерский пункт системы «112». Диспетчер, связавшись с водителем и получив подтверждение об аварии, организует выезд на место происшествия служб экстренного реагирования (МЧС, ГИБДД, скорая помощь). АС «ЭРА-ГЛОНАСС», по желанию владельцев ТС, могут использоваться для оказания целого комплекса дополнительных услуг, связанных с навигацией, информационным обменом, удаленной диагностикой автомобилей и т. д. Инфраструктура, созданная в рамках данного проекта, станет основой для развития в России навигационно-информационных систем, сервисов и оборудования на базе технологий ГЛОНАСС в интересах всех категорий пользователей.
Требования к автомобильным системам «ЭРА-ГЛОНАСС»
Требования к АС «ЭРА-ГЛОНАСС» можно разделить на две группы: обязательные (обеспечивающие предоставление услуги реагирования при аварии) и расширенные (обеспечивающие предоставление дополнительных услуг).
Основанные на требованиях, предъявляемых к автомобильным системам eCall, обязательные требования к АС «ЭРА-ГЛОНАСС» включают следующие дополнительные функции:
- использование сигнала ГНСС ГЛОНАСС для определения местоположения ТС является обязательным;
- предусмотрен резервный канал передачи сообщения об аварии при помощи SMS;
- определены требования к системе подавления шума и эха в автомобиле, гарантирующие необходимое качество двусторонней голосовой связи на стороне фильтрующего контакт-центра (ФКЦ);
- предусмотрена возможность запуска процедуры тестирования автомобильной системы при проведении технического осмотра автомобиля;
- предусмотрена возможность удаленного изменения настроек автомобильной системы;
- введена возможность записи профиля ускорения при ДТП или оценки тяжести ДТП;
- предусмотрена возможность записи данных в «черный ящик» при невозможности их передачи по эфиру;
- предусмотрена возможность использования автомобильных систем, устанавливаемых в конфигурации дополнительного оборудования.
Перечисленные выше требования являются важными отличительными особенностями АС «ЭРА-ГЛОНАСС» по сравнению с eCall и направлены на повышение надежности работы системы и качества услуги, предоставляемой конечным пользователям. В 2010–2011 гг. эти требования были обсуждены со всеми ведущими производителями транспортных средств и автомобильной электроники как в России, так и за рубежом. Соответствующий проект национального стандарта ГОСТ Р «Глобальная навигационная спутниковая система. Система экстренного реагирования при авариях. Автомобильная система вызова экстренных оперативных служб. Общие технические требования» прошел фазу публичного обсуждения в 2011 г.
Расширенные требования на АС носят информационно-справочный характер и определяют то, что необходимо реализовать в ней для поддержки дополнительных услуг. Так, определены требования к линейке оборудования — начиная с простейшей автомобильной системы, поддерживающей предоставление только услуги реагирования при аварии, и завершая полной версией АС, которая поддерживает высокоскоростную передачу информации посредством использования сотовых сетей третьего и четвертого поколений, позволяет подключать внешний дисплей, обеспечивает предоставление информационно-развлекательных и прочих услуг.
Разработка дополнительных документов
В 2011 г. ОАО «Навигационно-информационные системы» разработало и провело публичное обсуждение проекта национального стандарта, определяющего типовые программы и методики проверки соответствия АС техническим требованиям в следующих областях:
- стойкость к механическим воздействиям;
- стойкость к климатическим воздействиям;
- электромагнитная совместимость.
Дополнительно в 2011 г. ОАО «НИС» разработало предварительные версии типовых программ и методик проверки соответствия автомобильной системы требованиям в следующих областях:
- соответствие функциональным требованиям;
- корректность реализации протоколов передачи данных между АС и инфраструктурой оператора;
- соответствие требованиям, предъявляемым к GSM-, UMTS- и in-band-модему;
- обеспечение необходимого качества громкой связи в кабине транспортного средства.
Далее в статье мы рассмотрим вопросы, связанные с комплексом мер, направленных на обеспечение необходимого качества громкой связи в кабине ТС.
Требования по обеспечению необходимого качества голосовой связи
После определения события ДТП при осуществлении телефонного разговора с использованием комплекта громкой связи, установленного в кабине транспортного средства, на стороне ФКЦ могут наблюдаться трудности в распознавании речи, идущей со стороны ТС, ввиду наличия шума и эха в кабине. Шум, как правило, создается проезжающими мимо ТС (если ДТП произошло на оживленной магистрали), звуковыми сигналами, идущими от средств реагирования, и т. д. Наличие эха, как правило, объясняется множественным отражением входящего голосового сигнала от элементов кабины ТС и особенно от стекол. Проблема наличия шумов и эха в исходящем звуковом потоке при использовании систем громкой связи в кабине транспортного средства является хорошо известной.
На рис. 1 представлена типовая диаграмма, показывающая основные блоки, ответственные за обеспечение качества голосовой связи на стороне автомобильной системы, и путь прохождения звуковых потоков, приходящих из ФКЦ и транслируемых в него.
Требования по обеспечению качества громкой связи в кабине транспортного средства определены в рекомендациях ITU T-REC-P.1100 и T-REC-P.1110 для узкополосных (частота дискретизации 8 кГц) и широкополосных (частота дискретизации 16 кГц) автомобильных систем соответственно. Также в данных рекомендациях определены программы и методики тестирования автомобильных систем на соответствие данным требованиям.
В проекте eCall не определены требования по обеспечению качества громкой связи в кабине ТС, поэтому в нем на стороне ФКЦ нет каких-либо гарантий по обеспечению качества входящего голосового потока. В проекте «ЭРА-ГЛОНАСС» такие требования определены как для узкополосных, так и для широкополосных терминалов. Узкополосная автомобильная система должна удовлетворять требованиям ITU T-REC-P.1100 и соответствовать минимальному типу производительности, приведенному в таблице 1.
Тип автомобильной системы | Используемые динамики | Уровень громкости входящего сигнала | Минимальный тип производительности |
Штатно устанавливаемая АС | Определяет производитель ТС | Номинальный уровень (параметр RLR должен принимать значение «2±2 дБ») | 2а |
Высокий уровень (параметр RLR должен принимать значение «–13±2 дБ») | 2b | ||
АС, устанавливаемая в конфигурации дополнительного оборудования | Встроенные (передние) динамики ТС | Номинальный уровень (параметр RLR должен принимать значение «2±2 дБ») | 2а |
Высокий уровень (параметр RLR должен принимать значение «–13±2 дБ») | 2b | ||
Дополнительно устанавливаемый динамик | Номинальный уровень (параметр RLR должен принимать значение «2±2 дБ») | 2b | |
Высокий уровень (параметр RLR должен принимать значение «–13±2 дБ») | 2с |
Примечание: Если требуемый уровень громкости входящего сигнала RLR, равный –13±2 дБ, не может быть достигнут при использовании АС, то производительность должна быть измерена при максимально возможном уровне громкости.
Ослабление сигнала в исходящем и входящем направлениях должно быть в границах, определенных в таблице 2.
Тип производительности | 1 | 2a | 2b | 2c | 3 |
Полный дуплекс | Частичный дуплекс | Отсутствие дуплекса | |||
Ослабление сигнала, дБ | ≤5 | ≤8 | ≤11 | ≤13 | >13 |
Примечание: В таблице 2 по сравнению с рекомендацией ITU T-REC-P.1100 определены менее агрессивные значения ослабления сигнала. Практический опыт говорит о том, что достаточное качество звукового сигнала может быть получено при использовании данных значений.
Время переключения, необходимое для удаления ослабления, внесенного нелинейным процессором в исходящем и входящем направлениях, должно лежать в границах, определенных в рекомендации ITU T-REC-P.1100.
В АС должна быть обеспечена возможность осуществления автоматического управления усилением сигнала (AGC) в исходящем направлении для компенсации низкого уровня звука, который может возникать в случае ДТП (например, если водитель говорит в направлении, отличающемся от диаграммы направленности микрофона, или если пассажиры осуществляют разговор с ФКЦ). Рост усиления на 6 дБ должен достигаться не более чем за 200 мc. Тесты должны проводиться в присутствии шумов при соотношении сигнал/шум <15 дБ. Не должно быть ошибочного усиления при отсутствии сигнала (только шум).
Также АС должна обеспечивать возможность автоматического усиления уровня громкости входящего голосового сигнала до 15 дБ в соответствии с увеличением уровня шума в салоне (кабине) ТС. Увеличение усиления на 6 дБ должно осуществляться не позднее чем через 2 с после соответствующего изменения уровня шума.
Задержка сигнала в исходящем и входящем направлениях (сумма задержек) должна находиться в границах, определенных в ITU T-REC-P.1100.
Ослабление эха (TCLw) в условиях окружающей тишины должно быть на 50 дБ или более при номинальном уровне громкости. При максимальном уровне громкости уровень ослабления TCLw должен превышать 50 дБ.
Программа и методика проверки соответствия требованиям по обеспечению качества голосовой связи
Дополнительно к требованиям по обеспечению качества громкой связи в кабине транспортного средства ОАО «НИС» разработало проект программы и методики проверки соответствия требованиям по обеспечению качества громкой связи в кабине ТС. Данный документ содержит описание методик, разделенных на следующие стадии тестирования:
- тестирование микрофонов;
- проведение объективных тестов для системы в целом;
- проведение дополнительных субъективных оценочных тестов в условиях эксплуатации, близких к реальным.
В документе также определены требования к тестовому оборудованию и состав стенда для проведения тестирования (рис. 2).
Субъективная оценка качества работы автомобильной системы
Помимо проведения объективных измерений характеристик АС, необходима также субъективная экспертная оценка качества громкоговорящей связи в различных режимах работы автомобильной системы и при различных внешних условиях.
Качество работы громкоговорящей связи в автомобиле зависит от:
- технических характеристик и параметров настройки системы;
- акустических свойств салона автомобиля;
- выбора места установки микрофона и громкоговорителей системы;
- текущего режима работы автомобиля;
- параметров речи и слуха дикторов;
- внешних акустических условий.
Первые три условия являются постоянными и определяются при установке и настройке системы в автомобиле, остальные зависят от конкретной ситуации.
Общая субъективная оценка качества связи складывается из оценок следующих параметров:
- качество работы системы подавления эха в режиме попеременного одностороннего разговора (заметность и интенсивность эхосигналов, скорость схождения);
- качество работы системы подавления эха в режиме одновременного двухстороннего разговора (заметность и интенсивность эхосигналов, скачки уровня громкости для речевых сигналов и т. д.);
- качество речи и шума, паузы в направлении передачи от автомобиля к ФКЦ (уровень громкости, скачки уровня громкости, разборчивость и качество речи, степень искажения для речевых сигналов и т. д.);
- качество речи и шума, паузы в направлении приема от ФКЦ к автомобилю (уровень громкости, скачки уровня громкости, разборчивость и качество речи, степень искажения для речевых сигналов и т. д.);
- стабильность системы во время сессии связи (отсутствие резких всплесков эхосигналов, акустической обратной связи, артефактов звучания и т. п.).
В ноябре 2011 г. ОАО «НИС» провело субъективное тестирование четырех опытных образцов АС «ЭРА-ГЛОНАСС» на соответствие требованиям по обеспечению качества громкой связи в кабине транспортного средства. Результаты субъективного тестирования одного из опытных образцов представлены в таблице 3.
Номер теста | Состояние ТС | Место проведения | Мотор | Окна | Уровень речи в ТС | Качество речи со стороны ТС | Оценка качества речи на стороне ФКЦ | Оценка работы системы удаления шума | Наличие эха |
1 | Стоянка | Оживленная улица | Включен | Закрыты | Тихая | Разборчиво | 5 | 4 | Есть |
2 | Открыты | Тихая | 2 | Нет | |||||
3 | Движение | Закрыты | Нормальная | 4 | |||||
4 | Открыты | Нормальная | 2 | ||||||
5 | Открыты | Громкая | 4 | ||||||
6 | Закрыты | Нормальная | Неразборчиво | 3 |
По результатам проведенного тестирования можно говорить, что некоторые из опытных образцов АС требуют совершенствования в части качества работы системы удаления шума, а для других требуется усовершенствование системы подавления эха.
Заключение
В статье кратко рассмотрены требования к автомобильным системам «ЭРА-ГЛОНАСС», основные их отличия от проекта eCall и состав технической документации на АС «ЭРА-ГЛОНАСС», разработанной ОАО «НИС» в 2011 г. Приведены требования по обеспечению качества громкой связи в кабине ТС. Описан состав проводимых испытаний, изложены основные положения проекта программы и методики испытаний АС «ЭРА-ГЛОНАСС» на соответствие требованиям по обеспечению качества громкой связи в кабине транспортного средства. В 2012 г. ОАО «НИС» планирует завершить разработку технической документации на АС, разработать и утвердить соответствующие национальные стандарты.