Система «АвтоТрекер» в компании «Башавтотранс»
Компания «Русские Навигационные Технологии» (РНТ) объявляет о завершении крупного проекта по внедрению системы ГЛОНАСС/GPS-мониторинга и контроля «АвтоТрекер» в транспортном парке ГУП «Башавтотранс», государственного перевозчика в Республике Башкортостан.
Внедрение проводилось с целью обеспечить контроль маршрута и графика движения каждой единицы пассажирского транспорта, автоматическое выявление случаев схода с рейса и самовольного изменения маршрута движения, а также добиться существенного снижения трудоемкости управления автопарком при сохранении уровня контроля за каждым ТС. В области безопасности требовались непрерывный мониторинг движения и немедленное реагирование на экстренные сообщения водителей при возникновении нештатных ситуаций. Кроме того, использование системы должно было повысить дисциплину водителей и оптимизировать транспортные расходы.
Проект стартовал полтора года назад с подключения 10-15 единиц транспорта, выполняющих рейсы на одном маршруте, и создания диспетчерского центра, позволяющего отслеживать на карте их местонахождение и перемещения. На следующих этапах число ТС, подключенных к системе «АвтоТрекер», выросло до 300, при этом было охвачено девять подразделений предприятия и оборудовано соответствующее число диспетчерских рабочих мест.
Внедрение в «Башавтотранс» системы «АвтоТрекер» позволило решить все поставленные задачи. Совершенно изменился сам стиль повседневной работы по управлению пассажирским транспортом. Теперь диспетчерская служба не только постоянно отслеживает все передвижения городских и междугородных автомобилей в режиме реального времени, но и полностью контролирует ситуацию. Каждый специалист получил полный набор мощных инструментов планирования и реагирования на непредсказуемые и нештатные ситуации, при этом выполняются правила разделения функций и зон ответственности между сотрудниками, а вся диспетчерская служба работает четко и слаженно. Так, диспетчер «Уфимской службы движения» в случае возникновения затора и отставания от графика может в онлайновом режиме изменить интервал движения пассажирского транспорта на маршрутах, скорректировать задания водителям, находящимся на незагруженных маршрутах, а при необходимости — выпустить на линии дополнительные автобусы. Кроме того, диспетчер может своевременно производить замену автобусов, оповещая при необходимости ремонтную службу. «АвтоТрекер» сам отслеживает отклонения от плана и привлекает внимание диспетчера лишь когда это необходимо. При этом система не просто оповещает о нештатных ситуациях, но и предоставляет варианты решения характерных проблем, а также средства перерасчета расписания. При отставании от расписания или потере видимости спутников «АвтоТрекер» автоматически связывает диспетчера с водителем.
В целом, использование системы «АвтоТрекер» позволило компании «Башавтотранс» вывести на новый уровень качество услуг, предоставляемых населению. Пассажирам уже не приходится подолгу ждать на остановках. Также повысился уровень безопасности: теперь диспетчер не только мгновенно узнает о нештатной ситуации, но и располагает в моменты принятия решений значительным объемом точных данных. Естественно, это повышает качество принимаемых решений.
Улучшились финансово-эксплуатационные показатели и использование ГСМ. Интересной особенностью системы мониторинга «Башавтотранс» является полная поддержка при планировании, контроле движения и формировании отчетов всех основных процедур управления пассажирским транспортом — городским и междугородним. В частности, реализованы полуавтоматическое составление расписаний, формирование разнарядки и автоматическая выписка путевого листа при выводе машин на линию, сравнение плановых и фактических показателей движения по маршруту, ведение статистики отклонений, контроль соблюдения интервалов движения на каждом маршруте, а также согласованность интервальности на смежных маршрутах. Система мониторинга транспорта «Башавтотранс» формирует полный набор отчетов о работе автопарка: за смену, в часы пик, по всему автопарку и отдельным маршрутам. Организован учет рабочего времени водителей и кондукторов, рассчитываются начисления для использования в системе оплаты труда. Кроме того, в подсистеме учета оплаты проезда поддерживается сверка билетно-учетных листов и показаний терминалов оплаты; на ряде маршрутов выручка в расчете на час работы одной транспортной единицы выросла на 5,9 %.
Опыт внедрения показал эффективность системы мониторинга, в настоящее время стартовал проект по оснащению навигационным оборудованием еще 1000 единиц транспорта компании «Башавтотранс».