Отечественный навигационный приемник ГЛОНАСС-GPS апробирован
Системы спутниковой навигации ГЛОНАСС-GPS
Системы спутниковой навигации широко применяются в самых разных сферах деятельности человека. «Продвинутые» грибники и рыболовы не представляют себе путешествий без навигаторов. Навигаторы устанавливают в автомобилях, автобусах, локомотивах, на морских и речных судах. Программа правительства США — спутниковая навигационная система (СНС) GPS (NAVSTAR) — известна как первенец рынка в спутниковой навигации.
А что такое российская ГЛОНАСС — ГЛОбальная НАвигационная Спутниковая Система?
Первый спутник ГЛОНАСС был выведен на орбиту 12 октября 1982 года, еще в СССР, и только 24 сентября 1993 года система была официально принята в эксплуатацию. В 1995 году полная спутниковая группировка составляла 24 аппарата. Сейчас на орбите 17 спутников, в конце декабря 2008 года будут запущены еще три, в 2009–2010 годах группировка вновь станет полной. Правительство России инвестирует и контролирует развитие ГЛОНАСС, стимулирует развитие наземного сегмента, уделяя особое внимание совершенствованию гражданского сегмента.
Прогнозы развития
По самым скромным оценкам, Россия в состоянии потреблять не менее 100 тыс. ГЛОНАСС-GPS навигаторов в год в системах:
- персональной навигации (трекеры, PND);
- безопасности («черные ящики» и т. п.);
- охраны и наблюдения;
- транспортных (автомобильных, железнодорожных, морских);
- телекоммуникации (в качестве источника точного времени);
- беспроводных (Bluetooth, Wi-Fi, WiMAX);
- портативных телекоммуникаторов (PDK).
В мире ежегодно продается 30 млн только автомобильных навигационных систем, а этот рынок в России сегодня стартует с ежегодным приростом 20–30%.
Из-за дефицита спутников концепция отечественных разработок практически всех известных российских компаний предполагала разработку навигационных приемников, одновременно использующих навигационные сигналы GPS и ГЛОНАСС. Такая комбинация обеспечивает более высокую точность определения координат в сложной навигационной обстановке, особенно в горной местности и многоэтажной застройке, — возникает синергетический эффект, когда максимизируются плюсы и минимизируются минусы.
СН-4706. Российский ГЛОНАСС-GPS приемник есть!
ЗАО «КБ НАВИС» совместно с компанией «М2М-Телематика» впервые представило свой приемник в виде «ошейника с навигатором для собаки». Таким оригинальным способом партнер компании «КБ НАВИС» — системный интегратор «М2М-Телематика» — продемонстрировал эффективность своих систем мониторинга. В ошейнике-навигаторе, демонстрировавшемся премьеру В. В. Путину, был установлен навигационный приемник СН-4706 производства «КБ НАВИС», компании, которая более 10 лет занимается разработками и производством навигационной аппаратуры для потребителей спутниковых навигационных систем (НАП СНС).
ГЛОНАСС-GPS приемник СН-4706 (рис. 1) был разработан в 2007 году.
В 2008 году выпущена опытная партия, проведены заводские испытания, выпущена установочная партия, проведены квалификационные испытания и подготовка к серийному производству в объеме от 10 тыс. приемников в месяц. При разработке приемника СН-4706 компания «КБ НАВИС» ставила следующие основные задачи:
- низкая цена изделия за счет снижения затрат на производство;
- применение современных технологий и комплектующих;
- минимизация потребляемой мощности;
- минимальные габариты и вес изделия;
- высокие технические характеристики.
Концептуально в приемнике ГЛОНАСС-GPS СН-4706 заложены:
- универсальность — параллельная обработка сигналов ГЛОНАСС и GPS, поэтому в приемнике одновременно принимаются, обрабатываются и хранятся данные от 24 каналов;
- унификация в предельно возможном программном сервисе для клиента;
- защита интересов изготовителя. Ноу-хау содержится в заказных схемах приемников, усилителей, фильтров, навигационных корреляторах.
Основные технические характеристики приемника СН-4706 приведены в табл. 1.
На рис. 2 приведены типовые оценки точности определения координат, получаемые модулем СН-4706 в статическом режиме (суточный набор) и составляющие 0,9 м (СКО) в плане и 1,8 м (СКО) по высоте.
На рис. 3 и 4 даны типовые характеристики времени «холодного» и «теплого» стартов, получаемыена приемнике ГЛОНАСС-GPS СН-4706 и составляющие в среднем 44 и 20 с соответственно.
Система энергосбережения позволяет модулю работать в различных режимах (табл. 2). Все режимы программно управляемы.
Структурная схема ГЛОНАСС-GPS приемника приведена на рис. 5.
СН-4706, за счет параллельной обработки двух сигналов, отличается высокой помехозащищенностью (рис. 6).
Программное обеспечение ГЛОНАСС-GPS приемника СН-4706 позволяет ему работать в двух основных режимах:
- навигационном, с определением основных навигационных параметров (широты, долготы, скорости и др.);
- временного приемника, с формированием метки времени и специальных временных протоколов.
На данный момент модули СН-4706 апробированы многими компаниями в России и за рубежом, получены положительные отзывы, готовятся контракты на поставки. В 2009 году СН-4706 будут поставляться только через дилеров.
- Новости ФКА «Роскосмос»: [Электронный ресурс]: http://www.roscosmos.ru/NewsDoSele.asp?RazdelID=1 /ссылка утрачена/
- ГЛОНАСС-форум: [Электронный ресурс]: http://www.aggf.ru/glon.html /ссылка утрачена/
- ИАСС ФКА: http://www.glonass-ianc.rsa.ru/pls/htmldb/f?p=201:1:242649877953183316 /ссылка утрачена/
- ГЛОНАСС-мониторинг: http://www.glonass-ianc.rsa.ru/pls/htmldb/f?p=201:20:242649877953183316::NO /ссылка утрачена/
- GPS-мониторинг: http://www.glonass-ianc.rsa.ru/pls/htmldb/f?p=201:30:242649877953183316::NO /ссылка утрачена/