Мы принимаем участие в нескольких масштабных для России проектах по цифровизации

№ 02’2018
PDF версия
Компания «ЕвроМобайл» была создана в 2004 году, первыми поставляемыми ею решениями были модемы на базе 2G. В настоящее время арсенал «ЕвроМобайл» значительно расширился, и сегодня на рынок поставляются 2G/3G/4G-, Wi-Fi-, LoRaWAN-, NB-IoT-решения. К примеру, оборудование и опытные специалисты компании принимают участие в проектах ЭРА-ГЛОНАСС, «Платон», «безопасный» и «умный» город, задействованы в производстве онлайн-касс и создании других продуктов. Также эксперты компании пристально следят за появлением новых технологий связи. Об этом нашему корреспонденту рассказал Алексей Милославский, президент компании «ЕвроМобайл».
Алексей Милославский, президент компании «ЕвроМобайл»

Алексей Милославский,
президент компании «ЕвроМобайл»

— С каких беспроводных технологий начинался бизнес компании «ЕвроМобайл»?

— Компания «ЕвроМобайл» была создана в 2004 году. В то время в России наблюдался бурный рост мобильной голосовой связи стандарта 2,5G. Чуть позже появился GPRS — первый массовый протокол соединения с Интернетом. Даже в идеальных условиях скорость передачи данных по GPRS составляла 170 кбит/с. В реальности этот показатель был намного меньше. Чтобы увеличить скорость соединения и позволить устройствам решать различные задачи, была разработана технология EDGE. Мобильные операторы начали внедрять EDGE в России с конца 2004-го. Теоретически, максимальная скорость в EDGE достигала 474 кбит/с, что втрое больше, чем у GPRS.

С развитием сотовой связи появилась возможность не только использовать голосовую связь для звонков, но и создавать беспроводные решения для автоматизации и передачи данных без участия человека. Одним из первых применений для EDGE стали платежные терминалы, куда устанавливались GSM-модемы. Одними из первых и массовых в России были GSM-модемы Siemens, которые встраивались в платежный терминал и по GPRS передавали данные о транзакциях на сервер. Так, за 2007 год мы установили порядка 200 тыс. подобных терминалов для клиентов.

 

— Как шло развитие беспроводных технологий за время работы вашей компании?

— Сначала технологии беспроводной связи действовали в платежных терминалах, в которые встраивались GSM-модемы. Но когда производство телеметрических устройств стало развиваться уже в России, в стране появились и первые сотовые модули, изготовленные компанией Sony Ericsson.

Следующий значимый шаг связан с принятием федеральной целевой программы «Глобальная навигационная система». Она стала драйвером бурного развития систем мониторинга. В 2009 году открылась наша дочерняя компания — ООО «Глобальное позиционирование», ее задача состоит в предоставлении услуг мониторинга для транспортных средств. Чуть позже мы открыли собственное производство ГЛОНАСС-терминалов под маркой Novacom Wireless.

Примерно в то же время появляются первые терминалы с передачей данных по технологии 3G. В отличие от 2G, 3G позволила отправлять информацию быстрее и в бóльших объемах.

После 2010-го интенсивность развития беспроводных технологий уже исчисляется не годами, а кварталами: повсеместное распространение Wi-Fi, появление 4G, тестирование 5G, LoRaWAN, NB-IoT, сейчас мы говорим уже о Li-Fi (передача данных по свету) и 6G (недавно о намерениях тестировать технологию 6G заявили в Китае). И сегодня уже не осталось отрасли, в которой не используются беспроводные технологии.

 

— Как за время работы компании изменился ваш продуктовый портфель?

— Мы постоянно отслеживаем тенденции в сфере беспроводных решений. Ни одну стоящую технологию мы не выпускаем из вида, что находит отражение в ассортименте изделий нашей компании. Наш продуктовый портфель постоянно расширяется как количественно, так и качественно за счет новых потребностей рынка.

Аппаратное и программное обеспечение оборудования сильно изменилось за последнее время. Например, в 2009 году терминалы для ГЛОНАСС-мониторинга передавали данные по EDGE, потом появились 3G ГЛОНАСС-терминалы, то же самое можно сказать и о сотовых модемах. Создание высокоскоростных стандартов 3G и LTE позволило организовывать мобильное видеонаблюдение в режиме онлайн, например на общественном транспорте.

Расширение товарного ассортимента направлено в сторону миниатюризации и снижения энергопотребления. Так, в нашем портфеле есть Wi-Fi-чипы производства Espressif размером 5×5 мм с энергопотреблением <1,0 мВт. В этом году мы включили в свой ассортимент модули NB-IoT. Кроме того, в связи с внедрением новых технологий вендоры становятся более клиенто­ориентированными и готовы предоставлять кастомизированные решения.

Скажем, раньше для передачи данных в ГЛОНАСС-трекере был один модуль 2G, сейчас выходят устройства с поддержкой других беспроводных технологий, например Wi-Fi и Bluetooth, чтобы при помощи трекеров реализовывать дополнительные сервисы. Наметился тренд на совместное использование оборудования в различных автомобилях. Сегодня ГЛОНАСС-трекер или видеонаблюдение в салоне необходимо клиенту в одном автобусе, а завтра — в другом. Все идет к тому, что клиенты сами смогут легко устанавливать и настраивать оборудование вне зависимости от того, в каком транспорте оно нужно в данный момент.

 

В каких важных для российского рынка и государственных проектах вы принимаете участие?

— Мы принимаем участие в нескольких масштабных проектах, которые уже повлияли или повлияют на развитие рынка.

Во-первых, это ЭРА-ГЛОНАСС. В данном проекте мы выполняем роль и как поставщика блоков ЭРА-ГЛОНАСС, и как инжиниринговой компании. В частности, осуществляем подготовку автопроизводителя к сертификации транспортных средств. Сначала наши специалисты составляют проект системы для транспортного средства так, чтобы он соответствовал акустическим, эргономическим и технологическим требованиям и без нарушений штатной эксплуатации транспортного средства. Затем моделируем внештатную ситуацию.

Поскольку ЭРА-ГЛОНАСС — система экстренного реагирования, то проверить ее работоспособность можно лишь с помощью акустического и краш-теста. Акустический тест, пожалуй, даже серьезней и сложнее, чем краш-тест. В момент аварии именно акустическая система должна сработать безупречно, чтобы обеспечить двустороннюю связь водителя и оператора системы. Далее группа инженеров выезжает к заказчику на монтаж бортовых устройств ЭРА-ГЛОНАСС.

Установка проходит в соответствии с разработанным проектом, согласованным с клиентом. Если все испытания прошли успешно, автопроизводитель получает сертификат и система готова к установке на конвейере. После проведения исследований и тестов заказчик получает проект, в котором указаны лучшие с точки зрения технологии места для установки терминала ЭРА-ГЛОНАСС, динамика (для оповещения водителя), блока интерфейса пользователя, GSM- и ГЛОНАСС-антенн и комплекта жгутов. С нашим участием прошли сертификацию такие компании, как Trolza, Dongfeng, Haima, Volvo, FAW. С 2017 года мы являемся партнером АО «ГЛОНАСС» — оператора государственной автоматизированной информационной системы ЭРА-ГЛОНАСС.

Во-вторых, для проекта «Платон» мы поставили более 1 млн беспроводных сотовых 3G-модулей для бортовых блоков.

В-третьих, в 2018 году бизнес в России должен полностью перейти на онлайн-кассы. Большинство касс выпускается в России, а Wi-Fi-компоненты для их производства поставляет «ЕвроМобайл». Общий объем наших поставок в этом секторе исчисляется 100 тыс.

В-четвертых, в рамках программы «Безопасный город» мы оснащаем телекоммуникационными системами общественный транспорт в разных городах России. Особенность проекта заключается в том, что «ЕвроМобайл» ставит свои системы на уже введенный в эксплуатацию автопарк. Иными словами, перевозчику не требуется закупать новые автобусы, чтобы усовершенствовать свой транспорт. Такие системы специалисты нашей компании установили в Санкт-Петербурге и Калининграде. На новые автобусы системы установлены в Санкт-Петербурге (эти автобусы были закуплены для автобусного парка к Кубку конфедераций и чемпионату мира по футболу), Братске, Твери и других городах России.

В-пятых, «ЕвроМобайл» принимает участие в развитии концепции «Умный город». К этой концепции можно отнести несколько технологий. Так, мы участвуем в проектах в сфере «умного» освещения, создаем решения для удаленного мониторинга и управления светом. Дистанционный мониторинг значительно сокращает затраты на электропотребление и создает новую степень комфорта для горожан. Мы реализуем и проект «умного» общественного транспорта, что позволяет перевозчикам вести видеонаблюдение, подсчитывать пассажиропоток, отслеживать навигацию, создавать комфортные условия для граждан. Еще один проект связан с «умными» остановками, которые оповещают о прибытии общественного транспорта. Удаленный сбор показаний потребления коммунальных услуг также можно отнести к сфере «умного» города. Для подобных проектов мы поставляем модули, без которых невозможно представить «умные» счетчики. В частности, по данным аналитического агентства Iks Сonsuting, на конец 2016 года в России было установлено свыше 200 тыс. «умных» счетчиков, а потенциал рынка приборов интеллектуального учета оценивается аналитиками в 200 млн единиц.

 

— Произошло ли отраслевое расслоение технологий?

— Явного отраслевого расслоения технологий не наблюдается. Скорее можно говорить о совпадении требований отрасли и особенностей технологий. Например, для «умных» счетчиков не нужна передача больших объемов данных одновременно. Поэтому в ЖКХ высокая скорость передачи данных может быть излишней, а ключевыми параметрами становятся низкое энергопотребление и большая дальность действия. Для этого хорошо подходит технология LoRa.

В решениях для транспортной телематики необходимо низкое энергопотребление, поскольку все приборы работают или от бортовой сети транспортного средства, или от автономных аккумуляторов.

Для носимых гаджетов (фитнес-трекеры, пульсометры, шагомеры и т. п.) требуется низкое энергопотребление, небольшой радиус действия и пакетная передача данных малыми объемами. Именно таким задачам соответствует технология Bluetooth Low Energy. Она же оптимальна для всевозможных датчиков температуры, влажности, освещенности, а ведь это разные отрасли — и грузоперевозки, и сельское хозяйство, и охранные системы.

 

— Как бы вы оценили развитие беспроводных технологий в 2017 году?

— 2017-й — это год «Интернета вещей» и связанных с ним технологий. Для нас уже привычными стали аббревиатуры LoRaWAN, NB-IoT, LPWAN, появились подвижки в законодательстве, в частности, Ассоциация «Интернета вещей» выбрала стандарт связи для российского «Интернета вещей». Государственная комиссия по радиочастотам ГКРЧ 28 декабря приняла решение о выделении для него узких полос радиочастот. В 2017 году основными тенденциями стали «Интернет вещей», блокчейн, криптовалюта, «большие данные», предиктивная экономика, тестирование 5G в России. К слову, аналитики компании Ericsson подсчитали, что к 2022 году будут подключены к 5G 780 тыс. россиян.

 

— Какие факторы обеспечили развитие беспроводных технологий в 2017 году?

— Драйвером развития беспроводных технологий по-прежнему является государство. Утвержденная Правительством РФ в 2017 году программа «Цифровая экономика» затрагивает многие аспекты жизни и дает толчок к развитию перечисленных в программе сквозных цифровых платформ и технологий:

  • «большие данные»;
  • нейротехнологии и искусственный интеллект;
  • системы распределенного реестра;
  • квантовые технологии;
  • новые производственные технологии;
  • промышленный Интернет;
  • компоненты робототехники и сенсорика;
  • технологии беспроводной связи;
  • технологии виртуальной и дополненной реальностей.

 

— Как вы считаете, чего ждать от сектора LoRaWAN? Смогут ли LoRaWAN в России вытеснить традиционные 3G/4G-сети? Когда это произойдет?

— В ближайшее время этого не произойдет, так как если сравнить обе технологии, то они друг друга дополняют, а не взаимоисключают: для одних решений ценится высокая пропускная способность сотовых сетей, для других — энергоэффективность и дальность, которые есть у LoRaWAN. С другой стороны, традиционные операторы проявляют интерес к энергоэффективным технологиям передачи данных «Интернета вещей», например NB-IoT, которые по потребительским свойствам схожи с LoRaWAN. В любом случае, найдется применение всем технологиям, поскольку NB-IoT может разворачиваться на инфраструктуре сотовых операторов, а LoRaWAN требует строительства своей инфраструктуры, и это позволит новым компаниям выйти на новый рынок и также стать операторами.

 

— Какие основные тренды в цифровизации будут преобладать в ближайшие два-три года?

— Основные тренды — дальнейшее развитие перечисленных в программе «Цифровая экономика» технологий. Ключевым понятием здесь следует считать именно «сквозные технологии». То есть нас ждут решения, которые позволят связать в единую сеть различные объекты промышленной инфраструктуры и создавать единые базы данных, например исследования почвы в сельском хозяйстве и экологические проблемы системы мониторинга стиля вождения водителей и рынок автострахования; анализ грузоперевозок и товарооборота в России с развитием логистики и т. п. В итоге человек все больше будет делегировать выполнение рутинных задач машинам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

«ГЛОНАСС сильнее на Севере, а GPS — в экваториальной зоне»24 августа, 2020
Пожалуй, нет в нашей стране человека, который бы ни разу не слышал о российской навигационной системе ГЛОНАСС. Навигаторы настолько быстро и гармонично вторглись в наш быт, что представить жизнь без них уже сложно. Нам удалось побеседовать с Андреем Геннадьевичем Иониным, заместителем директора службы стратегического планирования и аналитики НИС ГЛОНАСС.
  • Cовмещенный GSM/GPRS/GPS модуль с поддержкой A-GPS, производства фирмы Enfora

    11 декабря, 2008
    Американская фирма Enfora хорошо известна во всем мире, в том числе и в России, как один из ведущих производителей модулей стандартов GSM/GPRS, EDGE, CDPD и 802.11. Базовые GSM/GPRS-модули GSM0108, и модули нового поколения EDG0100 с поддержкой EDGE получили всемирное распространение, также как и построенные на их основе внешние терминалы GSM1208, GSM1218, EDG1228. Новый GSM/GPRS модуль фирмы E...
  • «АвтоТрекер» на городском транспорте Владивостока

    25 апреля, 2011
    Компания «Русские Навигационные Технологии» (РНТ) объявляет о завершающей стадии крупного проекта по внедрению в г. Владивосток инновационной системы контроля за работой городского пассажирского транспорта. Эта система, опирающаяся на технологии ГЛОНАСС и «АвтоТрекер» (ГЛОНАСС/GPS-мониторинг и контроль транспорта), позволила решить важную для города проблему — нарушение расписания движения ...