Итоги VI ежегодной Национальной конференции «Виртуальные операторы подвижной радиотелефонной связи в России — MVNO Russia 2021»

Итоги VI ежегодной Национальной конференции «Виртуальные операторы подвижной радиотелефонной связи в России — MVNO Russia 2021»В Москве состоялась VI ежегодная Национальная конференция «Виртуальные операторы подвижной радиотелефонной связи в России — MVNO Russia 2021». Мероприятие прошло 19 июня 2021 года в гибридном формате, сочетающем очное общение и онлайн-взаимодействие. Эксперты обсудили будущее индустрии MVNO, эффективные стратегии и бизнес-модели на рынке виртуальных операторов, а также роль MVNO в различных отраслях бизнеса и возможность их интеграции в экосистемы цифровых сервисов. Конференция, организованная ТМТ Conference, «Телеспутником» и ИАА TelecomDaily, собрала более 70 делегатов на площадке и свыше 100 онлайн-участников.

Открывая первую часть конференции — панельную дискуссию «Современные реалии и потенциал отечественного рынка MVNO» — модератор, генеральный директор TelecomDaily Денис Кусков отметил, что у российского рынка MVNO огромный потенциал как для компаний, готовых запускать собственный MVNO-проект, так и для операторов с необходимой инфраструктурой.

Говоря о влиянии пандемии Covid-19 на работу виртуальных операторов, директор проектного офиса MVNO «Ростелекома» Алексей Чернецов отметил рост потребления дата-трафика абонентами, что непосредственно влияет на экономику проектов MVNO.

Пандемия и связанные с ней изменения в работе и досуге россиян вызвали изменения и в том, какие устройства приобретают абоненты MVNO-операторов, а также в предпочитаемых ими приложениях. Так, компания Yota зафиксировала всплеск спроса на роутеры и домашние интернет-центры. По словам директора по продажам и обслуживанию Yota Антона Назаровского, существенно снизился трафик в «транспортных» приложениях, а также в сервисах знакомств, ведь в условиях ограничений пострадала и мобильность граждан. Увеличение потребления трафика в домашних условиях потребовала от оператора срочно увеличить пропускную способность сети на отдельных участках, к чему Yota оказалась готова и справилась с задачей в короткие сроки.

Эксперты конференции констатировали, что виртуальные операторы, работающие в России, в целом успешно справились с пандемийными вызовами, доказав устойчивость собственных бизнес-моделей. По словам руководителя направления по региональному развитию виртуальных операторов «Tele2 Россия» Владимира Куриловича, итогом 2020 года стал рост на 20% абонентской базы MVNO-сегмента.

Как рассказал исполнительный директор «Глонасс мобайл» Ярослав Свинцов, оператор вышел на рынок относительно недавно — лицензии на операторскую деятельность были получены на рубеже 2020 и 2021 годов. К текущему моменту компания совместно с партнерами выпустила три продукта, в основе которых лежат телеком-технологии, хотя они и не предназначены для телекома.

По мнению председателя совета директоров компании Next Mobile Андрея Скопинского, с точки зрения абонентских комьюнити, на обслуживании которых часто концентрируются зарубежные MVNO, для российских операторов могут стать сообщества мигрантов.

Сам Next Mobile в своем MVNO-проекте делает ставку на максимальное покрытие в России.

Начальник отдела по работе с партнерами компании «Газпром космические системы» Дмитрий Марасанов остановился на возможностях, которые спутниковый оператор предлагает сотовым операторам. «Газпром космические системы» сотрудничает со всеми компаниями «большой четверки».

Техническим партнером оператора «Газпром технические системы» является израильская компания Gilat Satellite Networks. Как отметил технический директор Gilat Данила Медведев, в России пока спутниковый бэкхолл в практике сотовых операторов не так распространен, как на Западе. Связано это во многом с мнением, что скорости спутникового транспорта недостаточны для передачи данных мобильными операторами.

Сессия «Эффективные стратегии и бизнес-модели на рынке MVNO» продемонстрировала высокий технологический уровень поставщиков решений для запуска виртуальных операторов и зрелость этого рынка. Как подчеркнул в своем обзоре тенденций рынка MVNO руководитель департамента беспроводных технологий J’son & Partners Сonsulting Виталий Солонин, сегодня на первый план в развитии виртуальных операторов выходит эффективность бизнес-модели. Поставщики решений готовы разработать и запустить технологическую платформу для операторов с самыми инновационными бизнес-моделями за счет гибкости и масштабируемости используемых инструментов.

О перспективности российского рынка MVNO свидетельствует приход в Россию одного из ведущих в мире поставщиков решений MVNA (Mobile Virtual Network Aggregator) и MVNE (Mobile Virtual Network Enabler) Plintron.

Вице-президент по маркетингу и развитию бизнеса НТЦ «Протей» Владимир Фрейнкман согласился с коллегами в том, что процесс запуска MVNO в России сопряжен с рядом сложностей в построении ядра сети, к которым он отнес интеграцию с СОРМ, сертификацию, регуляторику, договоренности с инфраструктурными операторами. В этих условиях особенно перспективным становится b2b-сегмент, в частности Private LTE.

Генеральный директор IDX («Системы управления идентификацией») Светлана Белова представила решения компании для запуска в составе MVNO-оператора доверенных сервисов. IDX в сотрудничестве с Институтом точной механики и вычислительной техники разработала набор сервисов для MVNO-операторов, благодаря которым, по словам главы разработчика, виртуальные игроки могут получить конкурентные преимущества даже по сравнению с инфраструктурными операторами.

Заместитель генерального директора по маркетингу и развитию бизнеса MCN Telecom Любовь Мартынова рассказала, что оператор, накопивший большой опыт предоставления услуг связи в фиксированных сетях, с 2018 года представлен и на рынке мобильной связи. Оператор также предлагает программные решения для операторов связи на базе собственной виртуальной АТС и использованием голосового робота и чат-ботов.

В завершение конференции эксперты согласились, что отставание России от зарубежных стран в проникновении MVNO позволит развиваться этому сегменту с темпами роста в 1,5–2 раза выше по сравнению с общемировыми.

Мероприятие прошло в гибридном (онлайн/офлайн) формате благодаря технологическому партнеру — компании CDNvideo.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *