Обзор современного состояния и системный прогноз развития беспроводных технологий для супермаркетов
Современные системы позиционирования для закрытых помещений (Indoor Positioning System, IPS) обеспечивают в реальном времени погрешность позиционирования до 10 см, кроме того, совмещенная с IPS подсистема информирования оказывает услуги покупателям. Одновременно обеспечивается более качественная и оперативная работа сотрудников магазина при использовании мобильного приложения ритейлера. В результате применения комплекса мер розничным сетям удается экономить расходы и увеличивать продажи.
Новые функциональные возможности реализуются за счет использования приемопередатчиков радиодиапазона Bluetooth Low Energy (BLE) и светового диапазона VLC (Visible Light Communication, VLC), встроенных в интеллектуальное светодиодное освещение (рис. 1). При этом BLE- и VLC-приемопередатчики могут взаимодействовать не только со смартфонами покупателей, но также и с метками, встраиваемыми в контролируемые объекты (например, в покупательские корзины) с целью отслеживания их перемещения. Такой подход повышает возможности персонала супермаркетов по контролюторгового поведения клиента, а также по мониторингу деятельности сотрудников в торговых залах. Обеспечивается также получение необходимой бизнес-аналитики.
В системе, представленной на форуме Shoptalk фирмой Acuity Brands, используются: приемопередатчики и мобильное программное обеспечение от Qualcomm Lumicast; связь и позиционирование с помощью видимого света VLC от Qualcomm Technologies, Inc.; беспроводная связь с низким энергопотреблением BLE; платформа облачных вычислений Microsoft Azure для сбора и анализа данных. Система позволяет ритейлерам принимать оперативные решения по управлению торговыми зонами.
Экспертное программное обеспечение IPS информирует менеджеров магазина о возникновении заторов в отдельных секциях или же об их плохом посещении, а также о попадании тележек в запретные зоны. Была продемонстрирована новая бизнес-аналитика, которая должна помочь ритейлерам более точно планировать закупки и распределять товары в торговом зале.
Фирма Acuity базируется в Атланте и является пионером в области систем внутреннего позиционирования на основе систем освещения, возможно даже ведущей в США по продвижению этой технологии. Заявлено, что Acuity к настоящему времени установила комбинированное VLC- и BLE-оборудование, совмещенное с инновационным светодиодным освещением, на торговых площадях около 5 млн кв. м, по сравнению с 4 млн кв. м, о которых сообщалось в январе. Большинство проектов реализовано в США, при этом Acuity открыто не заявляла о сотрудничестве ни с одним из ритейлеров. Эксперты считают, что пилотные проекты внедрены более чем на 100 торговых площадках магазинов Target, а также в сети магазинов компании Walmart.
В уже реализованных инсталляциях основные усилия направлены на фиксацию маршрутов покупательских тележек, а также на выдачу информации об акциях и скидках на смартфоны покупателей.
В сегодняшней ультраконкурентно розничной торговле ритейлерам необходимо любое преимущество для повышения качества обслуживания клиентов при одновременной оптимизации затрат,подчеркивает Грег Картер (Greg Carter), вице-президент и генеральный менеджер подразделения IoT Acuity Brands.Наши новые возможности дополняют существующий набор IoT и IPS, что дает нам надежную и масштабируемую аналитику продаж, обеспечивающую повышение доходовÈ.
Новая система покупательских корзин дает дополнительные стимулы для розничной торговли при развертывании IPS. В Acuity это называют отслеживанием активов и подчеркивают, что эта технология не требует обязательного использования потребительских смартфонов для загрузки приложений или их регистрации, что не способствует эффективной работе IPS. Таким образом, эта анонимная система IPS непосредственно отслеживает тележки, а следовательно, и людей, которые их толкают.
Теперь ритейлеры имеют решение, которое не ограничивается использованием смартфонов покупателей, говорит Дэн Райан (Dan Ryan), вице-президент Acuity по IoT, в интервью журналу LEDs Magazine. Это хороший способ для получения продавцами карты тепловой активности в магазине(рис. 2). Менеджеры могут использовать эту информацию, чтобы решить, как изменить проходы и разместить товары, какие планировать акции, кроме того, они могут получать оповещение о длине очередей на кассе в реальном времени. Информация о необходимости уменьшения/увеличения количества тележек или об их хищении также становится легко доступной.
Более частое использование технологии Bluetooth в сравнении с VLC вызывает вопрос о том, почему, собственно, ритейлеры должны приобретать систему IPS от поставщика освещения, такого как Acuity, а не от одного из обычных поставщиков информационных технологий. Действительно, если VLC имеет более явное отношение к индустрии освещения, то Bluetoothэто технология, традиционно поставляемая ИТ-индустрией, которая может предложить заинтересованному заказчику выбор нужной реализации.
Это вызов для индустрии освещения в целом, признал Дэн Райан.Я рассматриваю это как вызов всему рынку. Райан также отметил, что Bluetooth, как система, базирующаяся на светильниках, имеет определенное преимущество, поскольку в магазинах используется большое число потолочных светильников, что обеспечивает более плотное покрытие, чем, скажем, сравнительно редкое расположение Wi-Fi-маршрутизаторов, используемых в целях ИТ. При этом встроенные в потолочные светильники Bluetooth-маячки могут использовать электропитание светильников, что отличается от тех Bluetooth-систем, где по необходимости приходится использовать батарейное питание, и эксплуатация становится более трудоемкой, поскольку требуется выявлять приборы с разряженными батареями и проводить их замену.
Ожидается, что Acuity покажет дальнейшие усовершенствования технологий IPS на международной выставке LightFair в Филадельфии в мае этого года.
Продвижение систем IPS на базе технологии VLC происходит довольно медленно и растянулось уже на срок более трех лет от начала ее внедрения крупными системными интеграторами. Казалось бы, внедрение проектов от Acuity на 5 млн кв. м в 300 магазинах является замечательным результатом, однако следует учитывать, что один только Walmart имеет около 11 700 магазинов. Более того, сложно оценить, насколько успешно реализованы эти проекты, поскольку Acuity держит в секрете адреса магазинов, использующих эту технологию.
Другие поставщики, такие как General Electric (GE) и Philips Lighting, говорили об IPS в течение нескольких последних лет. Тем не менее вне загадочных 5 млн кв. м от Acuity в этой отрасли до последнего времени существовали лишь несколько пилотных инсталляций, таких как недавний проект от Zumtobel для магазина E.Leclerc (Франция) и проект Philips в EDEKA Paschmann (Германия).
Тем не менее уже сейчас достаточно отчетливо проявляются признаки правильно выбранного направления развития. При этом считается, что одна из важных причин довольно медленного роста количества внедрений то, что технология VLC, при всех ее достоинствах, является не такой уж удобной для пользователей, поскольку требует держать в руках смартфоны со включенной фронтальной камерой и загруженным приложением от ритейлера, при этом надо еще и следить за тем, чтобы камера была направлена на свет от потолочных светильников, так как для VLC требуется прямая видимость, чего не нужно для радиотехнологии Bluetooth. От себя заметим, что замена в интересах VLC большого количества традиционно применяемых в супермаркетах люминесцентных светильников на светодиодные, даже при постоянном снижении цен на светодиоды, все еще остается недешевым мероприятием.
Вероятно, именно это послужило причиной того, что компания Philips, с самого начала лидировавшая во внедрении VLC в системах IPS, теперь активно продвигает Bluetooth. Аналогично поступает и промышленный гигант OSRAM, в большей степени опирающийся на Bluetooth, чем на VLC. Так, например, подсистема информирования покупателей на базе Bluetooth под эгидой OSRAM внедрена в 23 магазинах моды в Швейцарии, в том числе в Guess и Marc O’Polo.
Тем не менее ряды сторонников VLC не редеют.Технология Lumicast обеспечивает высокую точность VLC-позиционирования в индустрии освещения закрытых пространств, заявил Кормак Конрой (Cormac Conroy), вице-президент по управлению продуктами компании Qualcomm Technologies. Acuity Brands находится в авангарде внедрения VLC в розничные сети. Мы рады работать с ними, чтобы продемонстрировать свои возможности на Shoptalk 2017. Наше совместное стремление к инновациям будет помогать ритейлерам раскрывать возможности обработки данных для повышения эффективности и улучшения персонализированного обслуживания потребителей в торговых залах супермаркетов.
В свою очередь, Райан из Acuity считает, что как у VLC, так и у Bluetooth есть свое место в этой конкурентной гонке. По его мнению, преимущество VLC проявляется не только в меньшей, чем Bluetooth, погрешности позиционирования. Важным является также то, что, приняв решение о применении VLC в магазинах, можно одновременно модернизировать и осветительное оборудование без добавления Bluetooth-маячков. Кроме этого, Райан отметил, что попутно достигается экономия электроэнергии за счет использования умных светодиодных светильников, применение которых идет рука об руку с системами VLC.
Так же, как и Philips, Acuity был пионером в разработке технологии VLC. В апреле 2015 г. Acuity приобрел бывшую компанию Райана ByteLight, специализирующуюся на VLC и работавшую по VLC-проектам совместно с GE. В настоящее время, за счет использования технологии VLC от Qualcomm под названием Lumicast, удалось, как отметил Райан, совместить VLC и Bluetooth в одной системе.
Необходимо отметить, что существуют важные вопросы, которые могут сдерживать широкое внедрение IPS, включая опасения по поводу неприкосновенности частной жизни и защиты личных данных. Пока еще не до конца понятно, каким образом ритейлеры и потребители достигнут здесь консенсуса.
Большая часть деятельности системных интеграторов в этой области в настоящее время сосредоточена в США, Европе, Юго-Восточной Азии и странах Персидского залива. Продолжением развития этих технологий станут, очевидно, проекты пилотируемых тележек (рис. 3) со встроенными системами позиционирования и информирования, а затем и с подключением облачной экспертной системы, в которой могут быть учтены предпочтения конкретного покупателя, его медицинские данные, данные заполненности его холодильника и т. п. В дальнейшем следует ожидать появления автоматических роботизированных тележек (self-driving shopping cart), дополнительно оснащаемых автономной системой управления с сенсорами и видеокамерами (рис. 4), которые помогут покупателю найти нужный товар, будут по его командам разъезжать по магазину и вне его (к стоянке авто), а также самостоятельно возвращаться на место своей парковки для автоматической подзарядки аккумулятора и даже являться на место вызова к следующему клиенту. На вариант такой самобеглой тележки, следующей за покупателем, уже получен первый патент (Shopping Facility Assistance Systems, Devices and Methods US 2016/0260161 Sep.8, 2016). Ну а верхом совершенства станут тележки, автоматически считывающие цену складываемого в них товара, показывающие на дисплее суммарную стоимость покупки и принимающие оплату бесконтактным способом, что уменьшит количество необходимых кассиров и разрешит проблему очередей на кассе. Впрочем, такой сервис один из ритейлеров уже запустил в тестовом режиме.
Выводы
Первые пилотные проекты геолокационного и информационного сервисов внутри помещений показывают возможность развития стратегической ИТ-платформы розничного магазина будущего, которая создает преимущества как для покупателей, так и для ритейлеров. По всей видимости, дело идет к созданию гибридной ИТ-платформы на базе технологий VLC и BLE, встраиваемых в светодиодное потолочное освещение. Эта технологическая платформа будет решать задачи позиционирования и информирования с целью привлечения и удовлетворения покупателей при максимальном контроле ритейлера по всей торговой площади. Очевидна нацеленность новых технологий на увеличение продаж, повышение качества обслуживания клиентов, оперативности и эффективности работы персонала.
В обзоре использованы материалы сайтов http://acuitybrands.com, www.ledsmagazine.com,
www.walmart.com, http://patentyogi.com и www.qualcomm.com.