Оценка эффективной скорости передачи данных в сетях Wi-Fi при наличии коллизий
Введение
Реальная пропускная способность (эффективная скорость передачи данных) компьютерных Wi-Fi-сетей на транспортном уровне существенно отличается от скорости передачи на физическом уровне. Снижение пропускной способности связано с необходимостью передачи служебной информации, введением обязательных технологических пауз между кадрами, а также необходимостью повторной передачи кадров в случае возникновения коллизий или ошибок при передаче. Проблемам теоретического расчета и измерения реальной пропускной способности в компьютерных сетях Wi-Fi на транспортном уровне посвящен ряд публикаций [1, 2]. Однако в этих работах определяется пропускная способность при условии отсутствия повторных передач кадров за счет коллизий и ошибок. В [3] проведена оценка пропускной способности сетей Wi-Fi при наличии коллизий при условии насыщенных сетей, что характерно для беспроводных сетей крупных организаций и предприятий. Расчетные соотношения, приведенные в статье, громоздки и мало пригодны для практического использования.
Целью настоящей статьи является оценка реальной пропускной способности сетей Wi-Fi стандартов IEEE 802.11n малых офисов и домашних сетей на канальном и транспортном уровнях эталонной модели взаимодействия открытых систем при наличии коллизий и повторной передачи кадров.
Расчет времени передачи кадров
В современных беспроводных сетях стандарта IEEE 802.11n за счет расширения полосы канала с 20 до 40 МГц и увеличения количества несущих OFDM-сигналов с 48 до 53, а также применения пространственного разделения потоков данных и уменьшения в два раза защитных интервалов между символами скорость передачи сигналов на физическом уровне возросла более чем на порядок по сравнению с сетями стандарта IEEE 802.11g, в частности, с 54 Мбит/с до 600 Мбит/с. Однако рост пропускной способности на канальном уровне в сетях IEEE 802.11n при этом повысился по сравнению с канальным уровнем сетей IEEE 802.11g всего лишь на 15%. Поэтому для повышения пропускной способности в стандарте IEEE 802.11n на канальном уровне предусмотрено несколько способов [4]:
- передача группы кадров с уменьшенной, по сравнению с короткой межкадровой паузой SIFS, межкадровой паузой (RIFS) и одним подтверждением безошибочного приема всей группы;
- агрегированная передача кадров без межкадровых пауз с запросом группового подтверждения приема;
- агрегированная передача кадров без межкадровых пауз с одним кадром подтверждения правильности приема агрегированного блока с неявным запросом подтверждения.
Для беспроводных сетей малых офисов характерно состояние ненасыщенной сети, при котором буферы передачи редко оказываются заполненными одновременно во всех беспроводных станциях сети. Однако в процессе обмена кадрами не исключаются коллизии и ошибочный прием кадров. При этом предполагается, что вероятность повторных коллизий и вероятность приема двух подряд ошибочных кадров пренебрежимо мала.
Эффективная скорость передачи данных между двумя клиентскими станциями сети с ретрансляцией через точку доступа при передаче группы кадров или их агрегировании на канальном и транспортном уровнях определяется количеством полезной информации в битах NB, выдаваемой получателю за время сеанса связи в секундах TS, т. е.
Veff= NB /TS. (1)
Процедура сеанса связи по транспортному протоколу ТСР между двумя клиентскими станциями STA-1 и STA-2 через точку доступа (Access Point, AP) включает фазу установления соединения между источником и получателем, фазу передачи данных, фазу закрытия и разъединения. С учетом этого время сеанса связи представляется в следующем виде:
TS=TC+TВ+TFIN, (2)
где: TС — время фазы установления соединения; TВ — время передачи блока информационных пакетов данных; TFIN — время фазы завершения и разъединения.
В связи с тем что за время сеанса связи передается большое число информационных пакетов (>1000), то временем, затрачиваемым на установку соединения и на его завершение, можно пренебречь ввиду его малости. В этом случае время сеанса связи при передаче n блоков данных с укороченной межкадровой паузой определяется следующим выражением [2]:
TS≈TВ= 2(TDIFS+TBO+nTDATA+nTRIFS+TBAR+TSIFS+TBA), (3)
где: TDIFS, TSIFS и TRIFS — время межкадровых пауз DIFS, SIFS и RIFS соответственно; TBO — время обратного отсчета; TBAR — время передачи кадра запроса подтверждения приема блока кадров; TBA— время передачи кадра подтверждения группового приема ВА.
Станция, отправившая очередной кадр получателю, ожидает в течение определенного временного интервала кадра подтверждения правильности его приема. При искажении переданного кадра вследствие коллизии или при обнаружении в нем ошибок получатель не посылает кадр подтверждения, и станция-отправитель вынуждена повторить предыдущий информационный кадр снова. Время сеанса связи в этом случае оценивается следующим образом:
TS ≈TB+PRTB= TB(1+PC+PE—PCPE), (4)
где: PR — вероятность повторной передачи блока кадров; PC — вероятность коллизии кадров; PE —вероятность ошибочного приема кадра, равная вероятности ошибки приема OFDM-сигнала.
В многоквартирных домах в настоящее время практически в каждой квартире имеется собственная беспроводная компьютерная сеть, и по причине их высокой плотности ряд из них работают на одной и той же несущей частоте, создавая помехи соседним сетям. За счет искажения символов возрастает вероятность ошибочного приема кадров, вероятность которого зависит от отношения сигнал/помеха. Для оценки PE на практике целесообразно воспользоваться зависимостями вероятности ошибочного приема OFDM-сигнала от отношения энергии сигнала к спектральной плотности помехи r0, приведенными в [5].
Передача кадров данных на транспортном уровне, запроса подтверждения и подтверждения приема рассчитывается по следующим формулам [2]:
TDATA=TPR+TSIG+TEX+TSYM(NSERV+NTAIL+8(HMAC+HSNAP+HIP+HTCP+NDATA))/NDBPS, (5)
TBAR=TPR+TSIG+TEX+8TSYM∙NBAR/NDBPS, (6)
TBA=TPR+TSIG+TEX+8TSYM∙NBA/NDBPS, (7)
где: TPR — длительность преамбулы кадра, причем длительность короткой преамбулы равна 16 мкс; TPH — длительность заголовка на физическом уровне, равная при OFDM 4 мкс; TSIG -длительность поля SIGNAL; TEX — длительность сигнального расширения, равная 6 мкс; TSYM -длительность одного OFDM-символа; NSERV — количество битов поля SERVICE; NDBPS — количество битов на OFDM-сигнал; NTail — размер поля хвостовика Tail в битах; NBAR и NBA -размер кадров в байтах, равных соответственно 26 и 34 байт.
Время, затрачиваемое на передачу агрегированного пакета кадров, состоящего из кадров RTS и CTS, разделенных межкадровым интервалом SIFS, n кадров агрегированных данных A-MPDU и кадра подтверждения группового приема ВА на канальном уровне, определяется по формуле:
TS2=2(TDIFS+TBO+TRTS+3TSIFS+TCTS+nTAMPDU+TBA), (8)
где TAMPDU — время передачи блока данных с дополнительным заголовком длиной 4 байт.
Длительность кадров запроса агрегированной передачи RTS и ее подтверждения CTS рассчитывается по формулам:
TRTS=TPR+TSIG+TEX+8TSYM×NRTS / NDBPS, (9)
TCTS=TPR+TSIG+TEX+8TSYM×NCTS / NDBPS. (10)
На транспортном уровне время передачи агрегированного блока увеличивается дополнительно на время передачи подтверждения на транспортном уровне, рассчитываемого по формуле:
TACK-TCP= TPR+TSIG+TEX+TSYM(NSERV+NTAIL+8(HMAC+HSNAP+HIP+HTCP)) / NDBPS. (11)
На рис. 1 показаны графики зависимостей пропускной способности на канальном уровне от размера поля данных при различных вероятностях ошибочного приема при передаче блока кадров с укороченной паузой, рассчитанные по формулам (4-7), а на рис. 2 – графики зависимостей пропускной способности на транспортном уровне от размера поля данных при различных вероятностях ошибочного приема, рассчитанные по формулам (4-11), при условии, что полоса пропускания канала равна 20 МГц и используется один пространственный поток, а временные интервалы имеют следующие значения: TBO = 7,5 мкс; TDIFS = 28 мкс; TSIFS = 10 мкс; TRIFS =2 мкс; TPR = 16 мкс; TPH = 4 мкс; TEX = 6 мкс при количестве битов, содержащихся в сигнальном символе, NDBPS = 288.
На рис. 3 изображены зависимости пропускной способности на канальном уровне на участке клиент-AP-клиент от количества блоков n, входящих в агрегированный пакет, с учетом ожидания подтверждения на транспортном уровне при различной вероятности коллизий.
Графики показывают, что пропускная способность на канальном уровне почти в два раза ниже полученной в [6], что объясняется задержкой за счет ретрансляции кадров AP. Пропускная способность на транспортном уровне дополнительно снижается примерно на 6% за счет служебных полей заголовков сетевого и транспортного уровней. Таким образом, пропускная способность сети при максимальном количестве агрегированных блоков (n = 64) возрастает в среднем в два раза по сравнению с передачей одиночных блоков данных, однако при наличии коллизий эффективная скорость снижается примерно на 30% при максимально допустимом количестве агрегированных кадров.
Эффективная скорость передачи данных при передаче блока кадров с укороченной межкадровой паузой и однократным подтверждением при наличии одиночных коллизий с вероятностью 0,5 снижается на 30%.
Заключение
Получены выражения, позволяющие оценивать пропускную способность локальных сетей передачи данных стандарта IEEE 801.11n при работе с точкой доступа на канальном и транспортном уровнях при наличии коллизий и ошибок в принятых кадрах. Приведены зависимости пропускной способности при агрегировании кадров от степени агрегации и длины поля полезной информации, от количества агрегированных блоков данных, а также от вероятности коллизий кадров.
- Чернега В. Пропускная способность транспортного уровня беспроводных локальных сетей IEEE 802.11g, функционирующих в инфраструктурном режиме // Компьютинг. 2013. Т.1. № 12.
- Чернега В. С. Оценка пропускной способности на канальном и транспортном уровнях сетей 802.11n, функционирующих в инфраструктурном режиме // Материалы 26-й международной Крымской конференции СВЧ-техникаителекоммуникационные технологии. Москва, Севастополь, 2016.
- Bianchi G. Performance analysis of the IEEE 802.11 distributed coordination function. IEEE Journal on Selected Areas in Communications. Vol. 18 Is. 3. September, 2006.
- IEEE Std 802.11n-2009. Wireless LAN Medium Access Control (MAC) and Physical Layer (PHY) Specifications. Amendment 5: Enhancements for Higher Throughput.
- Ермолаев В. Т. Флаксман А. Г. Теоретические основы обработки сигналов в системах мобильной радиосвязи.
- Vinkestijn A. Leistungsmessung im WLAN / Angelique Vinkestijn, Fabian Beck // Bachelorarbeit. HSR, 2013.