Цифровой телематический сервис контроля трезвости водителя автотранспорта

№ 2’2021
PDF версия
В статье рассмотрено актуальное решение, основанное на технологиях Bid Data, спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS, промышленного «Интернета вещей» (IoT) и интеллектуального алкозамка — цифрового телематического сервиса контроля трезвости водителя для обеспечения безопасности на транспорте, предотвращения ЧС и ЧП за счет выявления признаков алкогольного опьянения в части развития классической спутниковой системы мониторинга транспорта. Алкозамок — специализированное устройство для определения концентрации алкоголя в выдыхаемом воздухе с возможностью блокировки зажигания. Устройство определяет концентрацию алкоголя в выдыхаемом воздухе, исключая пары окружающего пространства, и отличает пары алкоголя в выдыхаемом воздухе от паров алкоголя во рту.

Введение

Максимизация прибыли и безопасность работ, оптимизация логистики производственных процессов и эффективное управление производственными активами, повышение прозрачности бизнес-операций — важные составляющие цифровой стратегии развития любого российского автотранспортного предприятия. Поэтому в наше время наибольшую популярность получают технологические решения, направленные на реализацию данной стратегии. Более того, цифровые технологии могут помочь автопаркам быстрее восстановиться после COVID-19, стабилизировать траты на содержание автопарков, снизить издержки на эксплуатацию транспорта до 30%, инвестируя в решения, позволяющие повышать эффективность.

Цифровая трансформация транспортного комплекса также является неотъемлемой частью национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» и Транспортной стратегии до 2030 года. Транспортный комплекс выполняет важные функции по достижению государственных целей в части обеспечения национальной безопасности, экономического роста. Удовлетворение ожиданий основных пользователей достигается за счет формирования технически, технологически и экономически согласованной на основе транспортно-экономического баланса транспортной системы, в частности — повышения профессионализма сотрудников транспортных организаций, качества транспортных услуг в части комфортности и безопасности перевозок, повышения качества и доступности транспортно-логистических услуг для потребителей за счет достижения рационального баланса между тарифами, объемом и качеством транспортных услуг, безопасностью перевозки и сохранности груза.

В статье рассмотрено актуальное инновационное решение, основанное на технологиях Bid Data, спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS, промышленного «Интернета вещей» (IoT) и интеллектуального алкозамка. Алкозамок — специализированное устройство для определения концентрации алкоголя в выдыхаемом воздухе с возможностью блокировки зажигания. Устройство определяет концентрации алкоголя в выдыхаемом воздухе, исключая пары окружающего пространства, и отличает пары алкоголя в выдыхаемом воздухе от паров алкоголя во рту.

В составе спутниковой телематической системы ST Flagman Web (рис. 1) алкозамок работает в тесной коллаборации с ГНСС ГЛОНАСC/GPS. Речь идет не просто об алкозамке как отдельном устройстве, а о комплексе обеспечения безопасности и наблюдения за водителем, который использует данные ГНСС. Устройство является частью комплексной экосистемы цифровых телематических сервисов, одним из немногих устройств превентивного действия, которое не сообщает о свершившемся факте, но предотвращает его.

Рис. 1. Схема работы автоматизированной экосистемы цифровых телематических сервисов мониторинга транспорта на базе интеллектуальной «облачной» платформы ST Flagman Web

Рис. 1. Схема работы автоматизированной экосистемы цифровых телематических сервисов мониторинга транспорта на базе интеллектуальной «облачной» платформы ST Flagman Web

 

Актуальность внедрения цифровых технологий транспортной телематики

Современные реалии заставляют весь мир наиболее активно развивать технологические решения, направленные на повышение безопасности промышленности, транспорта, персонала и окружающего пространства. Рост спроса на цифровые технологии, обеспечивающие данные факторы, оказывает значительное влияние на формирование полноценной экосистемы потребителей и поставщиков услуг современных транспортных средств на основе интеллектуальных платформ, сетей и инфраструктуры в логистике людей и вещей.

Используя для решения этой задачи различные инновационные продукты, можно создавать глобальные цифровые экосистемы, направленные на обеспечение безопасности, предотвращение, предупреждение чрезвычайных ситуаций и уменьшение их последствий.

На рынке появляются новые решения для подключенного и беспилотного транспорта, автомобильные цифровые телематические сервисы, технологии «умной» городской мобильности, технологии помощи и контроля водителей (ADAS, DMS) и перспективы использования V2X, интеллектуальные транспортные системы (ИТС) для построения «умных» городов.

Цифровизация на транспорте интенсивно развивается на наших глазах. Владельцы автопарков активно стремятся к снижению стоимости владения транспортными средствами, повышению качества транспортных услуг и транспортной безопасности. И если рассматривать сектор транспортной безопасности, в нем главными действующими лицами являются водители, а основной задачей — контроль их состояния во время выполнения производственных задач.

Немного фактов:

  • По данным Всемирной организации здравоохранения, до 30% травм, полученных на производстве, связано с употреблением спиртных напитков.
  • Согласно статистике, за год алкоголик может прогулять до 70 рабочих дней, что приносит издержки предприятию.
  • Каждый второй дальнобойщик пьет, а каждый третий принимает наркотики. К сожалению, это обычная практика по всему миру по данным исследователей.
  • Статистика ДТП с пьяными водителями показывает, что данная проблема ухудшается с каждым годом.

На реализацию задач по повышению транспортной безопасности направлено множество законодательных проектов, постановлений правительства и регламентов.

Обязательными для любых организаций являются:

  • предрейсовый медицинский осмотр;
  • соблюдение требований по охране труда;
  • оснащение транспортных средств, осуществляющих перевозку людей и опасных грузов, системами видеонаблюдения.

Эти меры позволяют значительно снизить вероятность возникновения аварийных ситуаций и не допустить до управления сотрудников в алкогольном и наркотическом состояниях. Но все-таки это не панацея, так как существующий регламент допуска водителей — предрейсовый медицинский осмотр — не может исключить ряд ситуаций. Во-первых, процедура осмотра может быть проведена некорректно, а трудоемкость, время и затраты на осмотр требуют большого количества персонала; во-вторых, никто не может исключить человеческий фактор и употребление алкоголя в течение рабочего дня; в-третьих, отсутствие или недостаточный контроль на дальнемагистральных перевозках, а также при работе вахтовым методом на отдаленных объектах.

Наиболее эффективной будет возможность контроля состояния водителя в течение всего рабочего дня. Обеспечение непрерывного контроля персонала является стимулирующим фактором повышения дисциплины для персонала не употреблять алкоголь и, как следствие, уменьшить вероятность аварийных ситуаций и выполнить цели корпоративной безопасности.

Достичь этого позволяет:

  • Быстрый скрининг на алкоголь вне медицинских кабинетов при помощи бесконтактного анализатора.
  • Использование алкозамков (алкоблокираторов).
  • Бесконтактный индикатор (устройство для бесконтактного скрининга на алкоголь в выдыхаемом воздухе, основанное на электрохимических датчиках). Индикатор применяется для контроля на проходных предприятий, для быстрой проверки большого количества персонала вне оборудованных пунктов контроля, для контроля персонала в течение рабочего дня и обеспечения выездных проверок.

 

Принципы работы цифрового телематического сервиса контроля трезвости водителя

Рассмотрим подробнее, что же такое «алкозамок» и как он применяется в системах мониторинга транспорта как отдельный телематический сервис. Алкозамок, или алкотестер, — это устройство для определения концентрации алкоголя в выдыхаемом воздухе с возможностью блокировки зажигания. Устройство определяет концентрацию алкоголя в выдыхаемом воздухе и отличает пары алкоголя в выдыхаемом воздухе от паров алкоголя во рту. Алкозамок состоит из двух компонентов — самого алкотестера и блока управления. Алкотестер представляет собой электрохимический сенсор, который разработан специально для измерения концентрации алкоголя, что позволяет исключить воздействие других выдыхаемых веществ на результаты анализа. Такой же высокоточный сенсор применяется в приборах для измерения содержания алкоголя в выдыхаемом воздухе, используемых полицией. Датчик алкотестера устроен таким образом, что при попадании на него паров этанола начинается химическая реакция, выделяются электроны, которые влияют на реакцию датчика.

Такие приборы обладают высокой чувствительностью и низкой погрешностью до 0,01 про­милле. Электрохимический датчик реагирует только на пары этанола и ни на какие другие посторонние вещества, поэтому отсутствуют ложные срабатывания. Электрохимические алкотестеры обладают более длительным сроком эксплуатации, чем полупроводниковые. После каждой 1000 продувок или раз в год прибор должен проходить калибровку в специализированном сервисном центре для корректировки показаний электрохимического сенсора.

Зачастую эргономичная конструкция устройства и удобный дисплей делают эксплуатацию прибора простой и интуитивно понятной. Мундштук крепится сзади к ручному блоку, легко заменяется, гигиеничен и поддается биологическому разложению в природных условиях. Обычно в режиме ожидания потребляемый ток меньше 1 мА. Поэтому использование устройства никак не сказывается на эксплуатационных характеристиках автомобиля. Современные разработчики таких устройств предлагают прибор, который обеспечивает быстрые и точные результаты измерения в любое время года и рабочий диапазон температур, подходящий для российского климата на всей территории, включая Крайний Север и Заполярье (–40…+85 °C). При температуре выше 0 °C устройство мгновенно готово к работе. При низких температурах устройство самостоятельно производит подогрев электрохимического сенсора, что может занимать от десяти секунд до нескольких минут, в зависимости от окружающей температуры.

Блок управления в алкозамке обычно представляет собой программируемый аналитический модуль управления и анализа данных. В нем хранятся данные сотен тысяч проведенных тестов, а также настройки параметров тестирования. Устройство позволяет настраивать значение пределов допустимых промилле в выдыхаемом воздухе, необходимость и время повторного тестирования, все удачные и неудачные тестирования. Например, алкотестер Drager Interlock 7000 обнаруживает и регистрирует любые попытки исказить результаты измерений. Устройство сохраняет все важные данные в памяти блока управления. К ним относятся отбор или отказ от отбора пробы, измеренная концентрация алкоголя, запуск или остановка двигателя, а также возможные попытки манипуляций с прибором. Инфракрасный интерфейс позволяет выгружать данные для анализа. Данные защищены с помощью специальных методов шифрования. Их можно получить и проанализировать только при наличии определенных прав доступа, специального программного обеспечения и соответствующей аппаратуры.

Контроль трезвости водителя на основе интеллектуального алкозамка обеспечивает высокий уровень безопасности в течение всего рабочего дня, поскольку тестирование возможно произвести в любой момент смены, а автоматическая блокировка замка зажигания — это гарантия управления транспортом в трезвом виде. Данное устройство следует рассматривать как часть единой централизованной информационно-аналитической системы для обеспечения наблюдения за деятельностью транспортного комплекса предприятия, контроля и учета транспортной работы.

В составе спутниковой телематической системы ST Flagman Web алкозамок работает в тесной коллаборации с ГНСС ГЛОНАСC/GPS (рис. 2). Речь идет не просто об алкозамке как отдельном устройстве, а о комплексе обеспечения безопасности и наблюдения за водителем, который использует данные ГНСС. Он подключается к телематической системе мониторинга и, помимо блокировки двигателя в случае обнаружения паров алкоголя, автоматически передает данные руководству и диспетчерам автопарков о прохождении тестов. То есть устройство является частью комплексной экосистемы цифровых телематических сервисов, одним из немногих устройств превентивного действия, которое не сообщает о свершившемся факте, но предотвращает его.

Схема работы коллаборации ГЛОНАСС + АЛКОЗАМОК

Рис. 2. Схема работы коллаборации ГЛОНАСС + АЛКОЗАМОК

 

Задачи телематической экосистемы ГЛОНАСС + АЛКОЗАМОК

К задачам данной телематической экосистемы цифровых сервисов относятся:

  • Выявление признаков алкогольного опьянения, остаточных явлений опьянений с целью предотвращения ЧС и ЧП.
  • Немедленное уведомление о состоянии водителей, удаленное управление тестированием.
  • Доступ к управлению автомобилем водителей, прошедших тестирование на отсутствие алкоголя.
  • Дистанционный анализ пробы воздуха.
  • Фото- и видеофиксация использования алкозамка в процессе проведения тестирования.
  • Мониторинг данных с датчиков, распознающих важные физиологические параметры.
  • Блокировка замка зажигания в случае положительного теста.
  • Инициация диспетчером повторного дистанционного теста для проверки состояния водителя в течение рабочего дня.

Перед запуском двигателя алкозамок запрашивает у водителя пробу выдыхаемого воздуха. От результата анализа пробы зависит, разрешит ли блок управления запуск двигателя. Если в выдыхаемом воздухе паров этанола не обнаружено, то прибор позволяет беспрепятственно завести транспортное средство. При наличии в выдыхаемом воздухе паров алкоголя блок управления производит сравнение полученного результата со значениями в настройках и при их превышении блокирует возможность завести двигатель и оповещает об этом водителя (рис. 3). В зависимости от настроек алкоблокиратор через заданное время требует от водителя произвести повторное тестирование и в случае удачного прохождения активирует возможность завести двигатель (рис. 4).

Алгоритм работы алкозамка «Не пройден начальный тест»

Рис. 3. Алгоритм работы алкозамка «Не пройден начальный тест»

Алгоритм работы алкозамка «Повторный тест пройден»

Рис. 4. Алгоритм работы алкозамка «Повторный тест пройден»

Применение алкоблокиратора как цифрового сервиса в телематической экосистеме мониторинга транспорта позволяет значительно расширить возможности его применения. Благодаря интеграции с навигационно-связным оборудованием, бортовым телематическим терминалом мониторинга транспорта можно не только узнать результат тестирования, но и осуществить верификацию водителя в транспортном средстве или запросить прохождение повторного тестирования в случае появления подозрения в употреблении алкоголя в течение рабочего времени (рис. 5).

Интеграция алкозамка в экосистему цифровых телематических сервисов мониторинга транспорта на базе интеллектуальной облачной платформы

Рис. 5. Интеграция алкозамка в экосистему цифровых телематических сервисов мониторинга транспорта на базе интеллектуальной облачной платформы

Современные телематические терминалы имеют большой диапазон различных протоколов для подключения дополнительных устройств. Используя в качестве дополнительных устройств фотокамеру и RFID-считыватели, можно получить достоверную информацию о том, какой водитель проходил тестирование. Для запроса повторного тестирования диспетчеру системы мониторинга достаточно отправить через специализированное программное обеспечение соответствующую команду, и требование повторного тестирования отобразится на экране ручного блока и звуковым оповещением в кабине водителя.

Процедура прохождения повторного теста достаточно проста. Водителю необходимо остановиться и заглушить двигатель, после чего выполнить повторный тест. В зависимости от результатов будет осуществлена блокировка или активация цепи зажигания.

Во многих странах мира, помимо жесткого законодательства, бескомпромиссного к пьянству за рулем, наиболее эффективным средством противодействия нетрезвому вождению является алкозамок. По решению суда или иного органа алкозамок может на определенный срок устанавливаться в личные автомобили нарушителей, если они хотят продолжать использование своего автомобиля. Об этом в их водительском удостоверении делается соответствующая отметка.

Широко распространена и практика использования алкозамков на общественном и коммерческом транспорте, когда власти или компании хотят обезопасить граждан и имущество от недобросовестных водителей-нарушителей. Алкозамки также устанавливаются на дорогостоящую строительную и спецтехнику.

В Австралии уличенные в нетрезвом вождении автовладельцы ставят устройства за свой счет и обязаны проводить ежемесячную поверку; в Литве, например, с 1 января 2020 года можно сократить срок лишения прав, согласившись на установку алкозамка. С 2022 года все новые транспортные средства, произведенные на территории Евросоюза, должны быть оборудованы алкозамками. В США алкоблокиратор используется для установки на транспортные средства уже оштрафованных водителей для привлечения внимания полиции в случае, если водитель не прошел тест, автомобиль будет мигать габаритными огнями.

В России применение алкоблокираторов пока ничем не регламентировано, но Минпромторг обсуждает с ГИБДД идею принудительно оборудовать алкозамками машины водителей, хоть раз привлекавшихся к административной ответственности за езду в нетрезвом виде.

На текущий момент алкоблокиратор не попадает под ТР ТС 018/2011, поэтому он не подлежит обязательной сертификации. Согласно Техническому регламенту Таможенного союза ТР ТС 018/2011, «внесение изменений в конструкцию транспортного средства» — исключение предусмотренных или установка не предусмотренных конструкцией конкретного транспортного средства составных частей и предметов оборудования, выполненные после выпуска транспортного средства в обращение и влияющие на безопасность дорожного движения. По принципу установки алкозамок близок к иммобилайзеру: он не вносит изменения в конструкцию транспортного средства и может монтироваться в любую подходящую цепь. Алкозамок не влияет на безопасность дорожного движения, он не блокирует зажигание на ходу.

 

Эффективность внедрения технологий

Цифровой сервис контроля трезвости водителя на основе интеллектуального алкозамка на 100% обеспечивает безопасность работ, исключая алкогольные опьянения водителей. Алкоблокиратор защищает персонал, пассажиров и грузы от рисков вождения в нетрезвом виде. Установка алкозамка рассматривается не как средство наказания для водителя, а как средство предупреждения нарушений. Система также позволяет эффективно предотвратить потенциальную опасность вождения при наличии остаточного алкоголя, повысить безопасность для предприятий, предотвращая травмы или ущерб, вызванные употреблением алкоголя.

Подобные устройства давно используются в Европе, США и Австралии. По статистике использования алкозамков, количество ДТП с участием автомобилей и количество штрафов снижается до 55%. При этом доля ДТП, произошедших по вине водителей, сокращается еще больше — в 2,2 раза.

Алкозамки снижают риски предприятий, связанные с нетрезвым вождением:

  • прямой материальный ущерб;
  • затраты на ликвидацию последствий ДТП;
  • возможен отказ в выплате по КАСКО;
  • рост стоимости страхования транспортного средства и спецтехники;
  • затраты на возмещение ущерба третьим лицам;
  • репутационные риски;
  • снижение отчетных показателей и инвестиционной привлекательности.

 

Заключение

Цифровые и платформенные решения, используемые в логистике, сейчас выходят на первый план в качестве наиболее эффективных методов оптимизации процессов. Это понимает и бизнес, и государство. Если в целом оценивать эффективность применения технологий, то технологии спутникового мониторинга транспорта и телематические сервисы позволяют оптимизировать процессы управления и контроля, до 25% сократить издержки на эксплуатацию транспортных средств, на 10% повысить производительность труда и эффективность работы персонала, сократить время на выполнение служебных заданий на 15–30%. При этом обеспечивается 100%-ный контроль соблюдения правил, норм и стандартов безопасности при выполнении работ и значительно повышается безопасность и дисциплина персонала.


VdPTzHkvPLU

Литература
  1. Платонов С. А. Использование ГНСС для решения комплексных прикладных задач. Сб. тезисов XXIII Международной научной конференции «Системный анализ, управление и навигация». М.: МАИ. 2018.
  2. Материалы (доклады) XIV Международного навигационного форума и конгресса «Сфера». Москва, 1 июня 2021 г.
  3. Open SpaceTeam Webinar. VdPTzHkvPLU
  4. Материалы (доклады) международного форума АВТОНЕТ-2021. Москва, 19 октября 2021 г.
  5. stat.gibdd.ru
  6. Материалы (презентации) круглого стола «Контроль трезвости на коммерческом транспорте и спецтехнике как важный элемент безопасности на предприятии: опыт, технологии, возможности». Международная выставка «Безопасность и охрана труда БИОТ». Москва, 8 декабря 2021 г.
  7. ГОСТ Р 54794-2011. Национальный стандарт Российской Федерации. Анализаторы паров этанола. Общие технические условия.
  8. Лядов М. А., Романова Р. Г. Технические и эксплуатационные характеристики современных анализаторов паров этанола в выдыхаемом воздухе // Вестник Технологического университета. Т. 20. № 4.
  9. Khadonova S. V., Ufimtsev A. V., Dymkova S. S. Using Global Navigation Satellite Systems to Solve Complex Application Problems. Moscow, Russia, Scopus, WoS, 2019.
  10. Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.11.2021 № 3363-р.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *