Обзор российского рынка ГЛОНАСС / GPS OEM-модулей

№ 3’2008
PDF версия
В настоящее время на различных стадиях разработки или эксплуатации находятся три глобальные системы спутниковой навигации — американская NAVSTAR (GPS), российская ГЛОНАСС и европейская Galileo. Региональные системы, рассчитанные на покрытие определенных территорий, разрабатывают Китай, Индия и Япония, но все они находятся только в стадии зарождения.

Текущее состояние спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС

Для глобального и непрерывного покрытия всей земной поверхности требуется 24 космических аппарата, находящихся на круговых орбитах в трех орбитальных плоскостях. Орбитальная группировка отечественной системы ГЛОНАСС из-за недостатка финансирования сократилась (в 1995 году — 24 космических аппарата), а в настоящее время, по данным официального сайта прикладного потребительского центра на базе Информационно-аналитического центра ЦНИИмаш на 26.06.08 г., в ее составе находится 16 спутников. Из них 12 используются по целевому назначению, а 4 космических аппарата временно выведены на техническое обслуживание. К концу 2008 года планируется довести количество действующих спутников до 18, что позволит обеспечить практически 100%-ную непрерывную навигацию на территории России. При этом на остальной части Земного шара перерывы в навигации могут достигать полутора часов. Полное развертывание системы ожидается к 2010 году.

«Глобальная навигационная система» является одной из федеральных целевых программ Российской Федерации. Разрабатывается план развития этой программы на период с 2012 по 2020 годы. Генеральный конструктор ГЛОНАСС Юрий Урличич в своем интервью, размещенном на сайте Роскосмоса, заявил, что согласно этому плану предусматривается увеличение орбитальной группировки до 30 космических аппаратов. Это обеспечит гарантированное получение сигналов навигационной аппаратурой, увеличит целостность и точность координат. Предусматривается использование функциональных дополнений, включающих системы мониторинга, системы дифференциальной коррекции и беззапросные технологии. Дифференциальные корректирующие станции и системы на их основе позволят получить повышенную — сантиметровую — точность, которая необходима для мониторинга инженерных сооружений, башен, мостов, железных дорог и др.

 

Обзор ГЛОНАСС/GPS OEM-модулей

В настоящее время всего несколько отечественных предприятий серийно выпускают ГЛОНАСС/GPS ОЕМ-модули. Это продукция предприятий ОАО «Ижевский радиозавод», ЗАО «КБ НАВИС», ОАО «РИРВ», ФГУП НИИМА «Прогресс». Модули этих производителей рассматриваются в данном обзоре (таблица).

Таблица. Характеристики ГЛОНАСС/GPS OeM-приемников
Характеристики ГЛОНАСС/GPS OeM-приемников

Одним из наиболее конкурентоспособных ГЛОНАСС/GPS-приемников стал приемник МНП-М3 производства ОАО «Ижевский радиозавод». Приемник МНП-М3 был запущен в серийное производство в конце 2007 года, однако он и по сей день является самым миниатюрным (31×40×4 мм) и недорогим из серийно выпускаемых отечественных ГЛОНАСС/GPS-модулей.

Совместно с приемником производитель поставляет программное обеспечение для тестирования и работы с ним. Следует заметить, что по умолчанию приемник работает в бинарном режиме и может быть перепрограммирован на работу в протоколе NMEA.

Пожалуй, единственным недостатком МНП-М3 является относительно высокое энергопотребление (0,9 Вт), однако для систем мониторинга автотранспорта данное обстоятельство не является критичным. В настоящее время инженеры Ижевского радиозавода трудятся над решением этой проблемы и разрабатывают модернизированный приемник, энергопотребление которого будет снижено в 1,5 раза, а габаритные размеры в 1,4 раза. Начало серийного производства намечено на первый квартал 2009 года. В планы завода входит также сохранение текущего форм-фактора приемника для обеспечения обратной совместимости с МНП-М3.

Приемник МНП-М3 пользуется спросом у фирм-интеграторов, он успешно применяется в мониторинге железнодорожного транспорта, в составе комплексного локомотивного устройства безопасности (КЛУБ), находит применение в мониторинге автотранспорта, в аппаратуре синхронизации времени и других устройствах.

В настоящее время увеличивается объем производства приемника, ведутся работы по снижению его себестоимости. Подготовлена новая версия программного обеспечения, которая обеспечивает обнаружение спутников при уровне сигналов на входе до -165 дБВт и сопровождение ранее захваченных спутников при уровне сигналов на входе до -175 дБВт. Введено сглаживание решения навигационной задачи (фильтр Калмана) для исключения выбросов и переотражения сигналов из-за ограниченного количества видимых спутников в городских условиях.

Одним из основных конкурентов МНП-М3 сейчас является ГЛОНАСС/GPS-приемник 1К-161, выпускаемый ОАО «РИРВ». Он был создан в 2006 году и успел завоевать популярность у российских разработчиков, однако следует отметить его недостатки: достаточно внушительные габаритные размеры (45×100,5×15 мм), высокая цена и технологически устаревшее решение, основа которого была разработана в 1999 году. Энергопотребление приемника 1К-161 составляет 0,8 Вт, что немногим меньше, чем у МНП-М3.

Приемник 1К-161 получил «Сертификат одобрения» от Российского речного регистра, что позволяет применять его в морской спутниковой навигации, а также в устройствах автоматической идентификации судов (АИС), где некритично высокое энергопотребление. На данный момент конструкторами ОАО «РИРВ» разработан приемник 1К 181. Он обладает меньшими габаритными размерами (50×50×15 мм) и сниженным энергопотреблением (0,6 Вт).

ЗАО «КБ НАВИС» планирует начать производство нового ГЛОНАСС/GPS-приемника СН-4706 в августе-сентябре 2008 года. Габаритные размеры этого устройства (35×35×7 мм) значительно снижены по сравнению с предыдущим поколением — NAVIOR-24 (50×75×15 мм). Достоинством нового приемника является наличие металлического экрана, защищающего радиотракт от возможных электромагнитных наводок, а также корпус, оптимизированный под поверхностный монтаж. Собран СН-4706 на чипах собственной разработки ЗАО «КБ НАВИС». По словам руководителя группы продаж КБ Сергея Тихомирова, планируется продать более 30 тыс. приемников только в 2008 году (для сравнения, в 2007 году было продано 5000 шт.). Недостатком СН-4706 является сравнительно высокое энергопотребление — 1,1 Вт, что, впрочем, не сильно отличает его от конкурентов.

Приемник ГАЛС-001, разработанный ФГУП НИИМА «Прогресс» совместно с тайваньской компанией Taiwan Falcon Aerospace, был создан в 2006 году. Среди представленных приемников ГАЛС-001 обладает наибольшим временем определения местоположения при «холодном» старте — 120 с, но наименьшим энергопотреблением. Однако серийное производство ГАЛС-001 так и не было налажено. К 2009 году ФГУП НИИМА «Прогресс» предполагает выпустить новый приемник — ГАЛС-002. Он будет иметь в своей основе СБИС типа System in package (SiP), а также уменьшенные габариты (35×25×7 мм) и величину потребляемой мощности (0,3 Вт).

Помимо перечисленных выше предприятий, еще ряд компаний ведут разработку навигационного оборудования ГЛОНАСС/GPS. В их числе такие известные игроки телекоммуникационного рынка, как АФК «Система», SPIRIT Telecom и Javad GNSS.

В конце 2007 года компания АФК «Система» и Российский научно-исследовательский институт космического приборостроения создали совместное предприятие «Навигационно-информационные системы». Одним из основных направлений деятельности компании должна стать разработка навигационной аппаратуры ГЛОНАСС/GPS. Безусловно, большой опыт компании АФК «Система» по организации производства электронных изделий поможет разработанной навигационной аппаратуре занять свое место на рынке.

Компания SPIRIT Telecom разработала 24-канальный ГЛОНАСС/GPS-модуль DuoStar-2000. Этот приемник обладает сравнительно небольшими габаритными размерами — 30×40×6 мм и невысоким энергопотреблением — 0,4 Вт. Однако проверить заявленные характеристики на данный момент не представляется возможным, поскольку было выпущено всего несколько опытных образцов приемника.

В июле 2008 года компания Javad GNSS провела технический семинар в Москве, на котором была представлена новая линейка высокоточных ОЕМ ГЛОНАСС/GPS-приемников на основе технологии “TRIUMPH”. Новый одноименный чипсет “TRIUMPH” является основой этой технологии. Он выполнен по технологии 90 нм, содержит 216 каналов и обеспечивает измерение координат с точностью до 5 мм. Благодаря этой разработке компания стала несомненным мировым технологическим лидером в производстве ОЕМ-модулей, которые работают не только в системе GPS (L1, L2, L5) и ГЛОНАСС (L1, L2), но также и в системе Galileo (E1, E5A). Приемники Javad нашли широкое применение в геодезии, авионике, военной технике благодаря высокой устойчивости к ударам и вибрации и отсутствию ограничений на высоту и скорость движения транспортного средства.

 

Перспективы развития ОЕМ-модулей ГЛОНАСС/GPS

Несмотря на то что рынок навигационной аппаратуры ГЛОНАСС/GPS сравнительно молодой, основные перспективы его развития можно определить, взглянув на историю развития рынка навигационной аппаратуры GPS. Дальнейшее совершенствование технологии производства, рост количества выпускаемых модулей, увеличение конкуренции — все это неизбежно приведет к снижению средней стоимости модулей ГЛОНАСС/GPS. Если сейчас цена приемников колеблется от 8 до10 тыс. руб., то уже к концу 2008 года средняя стоимость будет составлять 6-7, а к концу 2009 года снизится до 3 тыс. руб. Примерный прогноз снижения средней стоимости ГЛОНАСС/GPS-модулей, по оценкам Макро Групп, представлен на рисунке.

Изменение средней стоимости OeM-модулей ГЛОНАСС/GPS

Количество выпускаемых модулей растет. Если сейчас, по словам генерального директора ОАО «РИРВ» С. Б. Писарева, оно суммарно составляет не больше 50 тыс. модулей в год, то к концу 2015 года это число может возрасти до 7-8 млн.

Из технологических перспектив развития модулей ГЛОНАСС/GPS следует отметить последовательное уменьшение габаритных размеров и уменьшение энергопотребления приемников, использование СБИС с более высокой степенью интеграции. Активное развитие электронной промышленности, которое стимулирует ГЛОНАСС, должно в этом поспособствовать.

 

Рынки применения ГЛОНАСС/GPS-приемников

Несмотря на перспективы развития рынка навигационной аппаратуры, в настоящее время основными потребителями оборудования, в основе которого лежат ГЛОНАСС/GPS-приемники, являются силовые ведомства, службы МЧС, кадастровые службы. Регулируемый рынок, по оценкам Федерального агентства по промышленности, составит более $120 млн в год. Потенциальная емкость этого сегмента оценивается в 700–750 тыс. комплектов.

Большим и перспективным рынком для ГЛОНАСС/GPS-оборудования являются перевозчики. Правительство РФ приняло постановление от 9 июня 2005 года № 365, предписывающее применять аппаратуру ГЛОНАСС/GPS на всех морских и речных судах, а также железнодорожном и автомобильном транспорте, если он используется для перевозки пассажиров, специальных и опасных грузов. По заявлению министра транспорта РФ Игоря Левитина, сделанного на втором Международном транспортном форуме «Транспорт России-2008», к 2012 году всем российским и зарубежным перевозчикам, находящимся в РФ, будут выдвинуты требования по наличию установленной навигационной аппаратуры ГЛОНАСС/GPS на борту.

Активно развивается проект оснащения ГЛОНАСС/GPS-приемниками поездов для более эффективного управления их движением, а также применения ГЛОНАСС/GPS-маячков в контейнерных перевозках. ОАО «Российские железные дороги», согласно «Стратегии развития железнодорожного транспорта в России до 2030 года», в период с 2007 по 2011 год планирует оснастить навигационной аппаратурой около 2,5 тыс. пассажирских локомотивов и свыше 17 тыс. грузовых, включая магистральные электровозы и тепловозы, а также маневровые тепловозы. Суммарная потребность компании в устройствах спутниковой навигации и систем на их основе на первом этапе развертывания системы ГЛОНАСС до 2011 года составит, по предварительным оценкам, 28–29 тыс. единиц.

Таможенные службы также собираются применять ГЛОНАСС для борьбы с простоями грузов на таможнях. Основная идея — оформлять таможенные грузы не на границах, а в специально созданных терминалах внутри государства, транспорт же, следующий к этим терминалам, оснащать навигационным оборудованием.

В целом, несмотря на присутствие на отечественном рынке достаточно большого количества различных ГЛОНАСС/GPS-модулей, в ближайшие несколько лет вряд ли стоит ожидать, что в массовом сегменте ГЛОНАСС/GPS-модули составят конкуренцию обыкновенным GPS-модулям. И здесь, по нашему мнению, стоит ориентироваться на рынок, регулируемый Правительством РФ, — силовые ведомства, муниципальный и железнодорожный транспорт. Большая цена, незавершенность развертывания космической группировки ГЛОНАСС, достаточно высокое энергопотребление приемников, несомненно, являются сдерживающими факторами развития этого рынка. По прогнозам Макро Групп, массового применения навигационной аппаратуры ГЛОНАСС/GPS не стоит ожидать раньше 2010 года.

Литература
  1. Рудневский А. Обзор рынка микросхем и модулей для спутниковой навигации // Беспроводные технологии. 2007. № 4.
  2. www.glonass-ianc.rsa.ru /ссылка утрачена/
  3. www.federalspace.ru
  4. www.cio-world.ru/analytics/334676/ /ссылка утрачена/
  5. Петрова Ю. ГЛОНАСС вопиющего в пустыне // Секрет фирмы. 2007. № 18.
  6. Мосиенко С., Корнеев И., Немудров В. Модули навигационных приборов: проблемы и перспективы // Chip News. 2008. № 4.
  7. www.irz.ru
  8. www.navis.ru
  9. www.rirt.ru
  10. www.mriprogress.ru /что-то странное по ссылке/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

سكس عربي مصري مجاني sexauskunft.net سكسحر unblurred hentai nicehentai.com omega hentai chinki sex renklipornoo.net village naked dance hot x porn video hindipornsite.com heather jayne nude huge dick comics streamhentai.net hentai msngs
قصص وصور سكس wiwiuku.com مشاهدة أفلام سكس ラブホテル完全盗撮 浮気ドキュメント 禁断の関係 javshare.info とらぶるだいありー brawling go 132 hentaika.org all the way through futa www.indiansexmms pornhindivideo.com ftv hot live 福岡 風俗 図鑑 javwhores.mobi 日本で一番黒いgカップグラドルの絶倫性欲でハメ撮りsexしまくった日常を記録
x videos american fucktube24.com sex odia video 完全拘束イラマチオ 3 あべみかこ javpussy.net 300maan-316 xnxx miya khalifa indianpornsearch.com www.tamil sex videos どエロイ女のムチムチ肉感!ふにゃふにゃ星人 羽生ありさ freejavstreaming.net 生意気j○妹プリ尻挑発 telugu outdoor sex hindipornmovies.org mehreen kaur pirzada