Подвижные и стационарные технологические сети обмена данными.
Часть 2. Подвижные радиосети

№ 4’2016
PDF версия
Настоящая серия статьей посвящена техническим средствам, используемым для создания узкополосных технологических радиосетей обмена данными в диапазоне ультракоротких волн (УКВ), принципам их построения, возможностям, преимуществам и недостаткам. В первой части (БТ № 3'2016) были рассмотрены особенности стационарных средств обмена данными. Данный материал затрагивает аспекты построения подвижных радиосетей, их особенностей и функционалу. В третьей части речь пойдет об использовании транковых систем. По всей статье сохраняется сквозная нумерация рисунков и таблиц, общий список литературы будет приведен в последней части материала.

Первая часть статьи.

Оборудование для подвижных радиосетей обмена данными

Основными пользователями узкополосных подвижных средств обмена данными являются транспорт, промышленность и силовые структуры, где они используются для оперативного и диспетчерского управления, дистанционного мониторинга и навигации, обеспечения аварийно-ремонтных работ и действий по ликвидации последствий происшествий и чрезвычайных ситуаций как в районах с хорошо развитой инфраструктурой связи, так и в труднодоступных районах, где такая инфраструктура развита слабо или полностью отсутствует.

Наиболее широкое распространение такие радиосети получили на предприятиях пассажирского и специального автомобильного транспорта, включая подземный, в правоохранительных органах, подразделениях скорой медицинской помощи, служб поиска и спасения, на предприятиях топливно-энергетического комплекса (аварийно-ремонтные бригады и подвижные средства контроля), в горнодобывающей промышленности (управление большегрузными самосвалами и погрузочной техникой в карьерах и разрезах), на авиационном, железнодорожном и морском транспорте.

Подвижные узкополосные радиосети характеризуются следующими основными данными:

  • надежность доставки информации в условиях постоянно меняющихся характеристик среды передачи (в аппаратуре передачи данных реализуются специальные программно-технические решения, направленные на увеличение вероятности их доведения до адресатов);
  • достоверность данных;
  • встроенные протоколы обмена данными, реализующие различные варианты взаимо­действия с подвижными объектами;
  • малое время доступа к каналу передачи данных;
  • обширная оперативная зона;
  • низкая стоимость эксплуатации;
  • независимость от существующей инфраструктуры связи;
  • совместимость с оборудованием проводной связи и передачи данных;
  • простота перемещения и развертывания в новом районе;
  • возможность эксплуатации в жестких условиях.

Один из вариантов построения подвижной радиосети обмена данными представлен на рис. 3.

Типовая схема подвижной радиосети обмена данными (вариант)

Рис. 3. Типовая схема подвижной радиосети обмена данными (вариант)

Как правило, подвижная радиосеть обмена данными обеспечивает работу по принципу «точка–много точек» с использованием центральной (базовой) станции (БС). БС связана с пунктом управления и центральным компьютером по проводным или стационарному радиоканалу. Она обслуживает подвижные объекты, находящиеся в зоне ее электромагнитной доступности. Увеличение оперативной зоны радиосети производится за счет подключения к ней дополнительных БС, каждая из которых обслуживает подвижные объекты в закрепленной зоне. Переход объектов из одной зоны в другую осуществляется автоматически посредством многозонного контроллера.

Основными компонентами крупной интегрированной радиосети являются БС, бортовой приемопередающий комплекс, многозонный контроллер.

Современные подвижные радиосети строятся на более сложных, по сравнению со стационарными, радиомодемах. Общими требованиями к этим устройствам считаются:

  • «Пакетный» режим работы. Используется встроенный протокол обмена данными, обеспечивающий надежную работу в постоянно меняющихся условиях приема.
  • Использование функции коррекции ошибки. В связи с затуханиями в радиоканале, обусловленными многолучевой природой распространения радиоволн, часть передаваемых данных оказывается поврежденной. Наиболее правильным в этой ситуации является восстановление поврежденных пакетов, нежели их повторная передача.
  • Высокая пропускная способность. В связи с необходимостью использования «пакетной» передачи и возникающим в связи с этим достаточно большим потоком служебных данных пропускная способность канала должна быть максимально высокой.
  • Малое время доступа к радиоканалу. Значительная часть времени при передаче затрачивается на выполнение процедур связи. Это особенно важно для систем мониторинга, обеспечивающих интенсивную передачу коротких навигационных сообщений.
  • Высокая скорость обмена данными. В составе системы может функционировать значительное количество объектов, каждый из которых должен оперативно передавать и получать информацию.
  • Высокая достоверность данных. В связи с постоянно меняющимися условиями передачи количество ошибок в процессе обмена по сравнению со стационарными радиосетями значительно выше, поэтому должны приниматься дополнительные меры к повышению достоверности данных.
  • Работа оборудования базовой станции в дуплексном режиме. Это позволяет повысить пропускную способность за счет одновременной работы с двумя подвижными объектами — на прием и передачу соответственно.
  • Удаленная диагностика и настройка. Поскольку создаваемые системы размещаются, как правило, на обширной территории, только наличие данной функции позволяет обеспечить их надежное функционирование и снизить затраты на обслуживание в процессе эксплуатации.
  • Дистанционное управление бортовыми средствами со стороны пункта управления.
  • Выбор протокола обмена данными в подвижной радиосети производится в зависимости от требований к ее функциональным возможностям. В радиосетях первого поколения применялись протоколы опроса, аналогичные используемым в стационарных радиосетях. Эффективность данных протоколов в подвижных системах оказалась чрезвычайно низкой, поэтому были разработаны специализированные протоколы обмена, учитывающие особенности работы таких радиосетей.

В современных радиосетях оперативно-диспетчерского управления «инициатором» передачи данных может быть как БС, так и подвижный объект. При этом объем передаваемых в ходе разных сеансов связи данных от одного и того же подвижного объекта может существенно отличаться, а общее количество данных от БС может существенно превосходить количество данных от подвижного объекта. Так, в оперативных радиосетях служб общественной безопасности широко используются функции удаленного доступа в базы данных, из которых можно получить не только алфавитно-цифровую, но и графическую информацию, эффективный обмен которой может вестись только на достаточно высоких скоростях.

Протоколы обмена данными, применяемые в современных подвижных радиосетях, полностью учитывают эти особенности. Более того, в аппаратуре передачи данных последнего поколения реализован обмен данными с использованием IP-протокола, что, хотя и не обеспечивает максимальной пропускной способности, как некоторые другие протоколы, позволяет исключить необходимость адаптации прикладного программного обеспечения и сократить сроки ввода новых радиосетей в эксплуатацию.

 

Передача данных в подвижных радиосетях

Использование IP-протокола стало возможным и целесообразным только после достижения достаточно высоких скоростей обмена данными в радиосети (19,2 кбит/с или выше). Однако повышение скорости обмена связано с решением ряда технических задач. Известно, что увеличение скорости обмена данными требует дополнительных энергетических затрат. Расчеты и практические измерения показывают, что, при прочих равных, радиосеть обмена данными, работающая на скорости 19,2 кбитс, имеет рабочую зону примерно в четыре раза меньше, чем радиосеть, работающая на скорости 4,8 кбит/с.

Взаимосвязь скорости обмена данными и соотношения сигнал/шум хорошо известна. Более 50 лет назад она была описана теоремой Шэннона, а приведенный выше вывод подтверждается расчетами, выполненными по следующей формуле:

C = ВWLog2(1+S/N),

где С — пропускная способность канала (в бодах); BW — ширина канала (Гц); S/N — соотношение сигнал/шум.

Даже не выполняя операцию с логарифмами, можно легко заметить, что если соотношение сигнал/шум равно 1, пропускная способность канала равна BW, а если соотношение сигнал/шум равно 3, то пропускная способность канала равна 2BW или удваивается. Другими словами, при увеличении соотношения сигнал/шум увеличивается пропускная способность канала передачи данных. И наоборот, при уменьшении соотношения сигнал/шум пропускная способность канала уменьшается.

Для представления этой величины в более удобной форме можно использовать следующую формулу:

Eb/N0 = (S/N) × (W/R),

где Eb/N0 — отношение энергетических затрат на бит данных в зависимости от уровня шума;     S/N — соотношение сигнал/шум несущей частоты; W — ширина канала в Гц; R — скорость передачи в битах.

Для упрощения расчетов можно предположить, что S/N = 1 и WR = 1. В этом случае значение Eb/N0 = 1. Таким образом, при прочих равных, в случае удвоения скорости передачи R до 2R, величина Eb/N0 будет равна 0,5. Переведя ее в дБ (мощность сигнала), получаем значение 3 дБ. Другими словами, на передаче одного бита данных теряются 3 дБ. Для достижения одинаковой производительности системы необходимо увеличить значение соотношения сигнал/шум на 3 дБ либо увеличить ширину канала до 2В, то есть удвоить ее.

Если величина Eb/N0 не увеличивается, это приводит к возрастанию вероятных ошибок при передаче. Для обеспечения заданного числа минимальных вероятных ошибок в случае увеличения скорости передачи необходимо увеличить ширину канала или мощность сигнала либо обоих параметров одновременно.

Поскольку ширина канала является величиной постоянной, единственным способом добиться необходимого значения вероятных ошибок при передаче является увеличение соотношения сигнал/шум. В этом случае для компенсации потерь в 8 дБ теоретически необходимо увеличить мощность сигнала в 6,3 раза, то есть если в системе со скоростью обмена данными 4,8 кбит/с удовлетворительная работа обеспечивается при использовании передатчика мощностью 25 Вт, то для работы с такой же достоверностью доведения данных на скорости 19,2 кбит/с потребуется передатчик мощностью 150 Вт.

Как следует из представленых выше расчетов, увеличение мощности передатчика не может считаться эффективным решением. Одним из достаточно простых решений является увеличение количества БС (как это делается в сотовой связи). В этом случае потери мощности сигнала при передаче снижаются, поскольку мобильные пользователи находятся на более близком расстоянии от БС. При этом для рассмотренного выше варианта, в котором потери мощности сигнала составляют 8–9 дБ, число БС, способных обеспечить работу в заданной зоне на скорости 19,2 кбит/с, должно быть увеличено в четыре раза по сравнению с аналогичной системой, работающей на скорости 4,8 кбит/с.

Однако, как правило, ведомства имеют ограниченные возможности по расширению базовой инфраструктуры, которая связана, в частности, с дополнительными затратами на обеспечение безопасности системы и с увеличением эксплуатационных затрат. В связи с этим в современных технологических радиосетях применяется специализированное оборудование, реализующее методы работы и алгоритмы обработки сигналов, позволяющие сохранить приемлемые размеры оперативной зоны БС при наращивании скорости обмена данными.

Наряду с сокращением оперативной зоны БС возрастает количество ошибок при передаче, которые обусловлены замираниями сигнала при многолучевом распространении в результате того, что радиоволны достигают приемной антенны, проходя путь различной длины. Одни сигналы приходят в точку приема по прямой, другие — многократно отражаясь от местных предметов (зданий, складок местности, автомобилей и т. д.). Такая ситуация наиболее типична для крупных городов.

Замирание сигнала возникает в результате того, что различные радиосигналы, проходя различное расстояние и достигая приемной антенны в различное время, усиливают или, наоборот, подавляют друг друга. Обычно подавление сигнала составляет 30 дБ (то есть коэффициент подавления равен 1000). Любой пользователь сотового телефона испытывал отрицательное воздействие замирания сигнала на качество связи. Изменение положения сотового телефона всего на несколько десятков сантиметров может очень сильно влиять на качество принимаемого сигнала. Обмен данными подвержен более серьезному влиянию затухания по сравнению с речевым обменом.

В определенной степени влияние затухания сигнала может быть компенсировано за счет восстановления потерянных во время передачи данных. Оно производится за счет использования избыточных данных, добавляемых к исходному сообщению перед его передачей. Эта технология, получившая наименование «коррекция ошибки» (Forward Error Correction, FEC), основывается на том, что лучше пожертвовать частью пропускной способности радиоканала и передать сообщение увеличенного объема, чем повторно передавать сообщение полностью (в последнем случае потери пропускной способности будут значительно выше).

Как и любая другая, технология коррекции ошибки имеет свои ограничения. На определенном этапе объем избыточных данных, необходимых для надежной передачи сообщения, приводит к заметному снижению эффективности работы радиосети и увеличению накладных расходов, поскольку наиболее мощные алгоритмы коррекции ошибок требуют увеличения объема исходного сообщения в два раза.

С увеличением скорости обмена возрастает и объем избыточных данных, необходимых для восстановления переданного сообщения, поскольку удвоение скорости обмена данными приводит к двукратному увеличению потерь в результате затухания. Таким образом, при увеличении скорости обмена данными с 9,6 до 19,2 кбит/с для компенсации этого эффекта необходимо увеличить объем избыточных данных в четыре раза. Это ведет к заметному снижению эффективности радиоканала с точки зрения его пропускной способности.

Параллельное декодирование

Связанные с наращиванием скорости обмена данными технические проблемы получили решение в современных образцах радиомодемов — технология «параллельного декодирования» (Parallel Decoding). Затухания радиосигнала возникают в определенных точках оперативной зоны базовой станции. На практике расположение таких точек определяется комбинацией сигналов, принимаемых в заданной точке оперативной зоны, и соотносится с длиной их волны. Если использовать два приемника с двумя разнесенными антеннами, то вероятность одновременного попадания двух антенн в точку затухания сигнала существенно снижается. Другими словами, если одна антенна попадет в зону затухания сигнала, вторая, как правило, будет находиться вне этой зоны. Данный принцип впервые был реализован в радиомодемах ParagonPD (БС) и GeminiPD (подвижный объект). Пространственное разнесение приемных антенн не является новым методом, но представляется чрезвычайно эффективным. Радиомодемы оснащены двумя приемниками с антеннами, позволяющими использовать данный принцип.

Пространственно разнесенный прием может быть реализован двумя способами. Наиболее известным и широко применяемым является разнесенная коммутация, при которой из двух поступающих от приемных антенн сигналов детектируется только наиболее мощный. Этот способ позволяет увеличить процент успешно принятых сообщений, но на этом его преимущества и заканчиваются.

Разработчики вышеуказанных радиомодемов создали и запатентовали более совершенный способ, позволяющий использовать одновременно оба принимаемых сигнала. Одновременное использование двух потоков данных позволяет почти в два раза (реально — в 1,91) увеличить чувствительность приемника независимо от влияния эффекта затухания сигнала. Эта технология и получила наименование «параллельное декодирование».

В результате одновременного приема сигнала на две антенны появляется возможность их использования в различных комбинациях, а не просто выбора наиболее мощного из них. Разработанная компанией технология интеллектуального объединения сигналов позволяет применять различные алгоритмы обработки в зависимости от относительной мощности и тренда (тенденции изменения) параллельно принятых сигналов. Например, если более мощный сигнал имеет тенденцию к ослаблению, предпочтение отдается менее мощному сигналу достаточной для использования мощности, который имеет тенденцию к усилению.

Практические результаты оценки эффективности технологии параллельного декодирования/интеллектуального объединения представлены в таблице 2. Эти данные демонстрируют преимущества рассматриваемой технологии при сравнении с работой аналогичной радиоприемной системы, использующей одну антенну, в различных условиях приема. Сравнение производилось для условий успешного приема 99% сообщений длиной 800 бит каждое.

Таблица 2. Оценка эффективности технологии параллельного декодирования

Модель затухания

Один приемник, дБм

Два приемника (PD), дБм

Разница, дБ

Стационарный прием

–110,7

–113,5

2,8

Городская застройка

–98,7

–108,2

9,5

Сельская местность

–99,5

–109,5

10

Пересеченная местность

–99,3

–108,5

9,2

Приведенные данные показывают, что радиомодемы ParagonPD и GeminiPD позволяют улучшить параметры принимаемого сигнала практически на 10 дБ, что соответствует увеличению мощности передатчика БС в аналогичной по своим характеристикам радиосистеме в 10 раз. Это обеспечивает расширение зоны уверенного приема радиосигнала без использования дополнительных БС. В случае когда необходимость расширения зоны электромагнитной доступности отсутствует, рассматриваемая технология все равно предоставляет серьезные преимущества, поскольку обеспечивает увеличение процента корректно принимаемых с первой попытки сообщений. Сокращение количества повторно передаваемых сообщений приводит к существенному росту пропускной способности и сокращению времени реакции системы.

Размер оперативной зоны и количество повторно передаваемых сообщений оказывают серьезное влияние на пропускную способность. В случае возникновения необходимости повторной передачи сообщений в радиосети обмена данными, работающей на скорости 19,2 кбит/с, ее пропускная способность может сократиться в 10 раз.

Другим фактором, влияющим на снижение пропускной способности, является избыточная информация, необходимая для реализации функции коррекции ошибок. Не верьте подобным утверждениям: «Наш протокол использует алгоритм коррекции ошибки, имеющий 25% избыточности, поэтому пропускная способность в нашей радиосети составляет 19,2 × 0,75 = 14,4 кбит/с». Несмотря на то, что такое заявление в принципе правильно, это только часть правды. Простые расчеты, подобные приведенному выше, игнорируют многие другие важные факторы, которые должны учитываться при оценке пропускной способности. К ним, в частности, относятся адресация, порядковые номера пакетов данных, алгоритмы обнаружения ошибки и подтверждения приема сообщений. Все данные, которые добавляются к информационному сообщению не пользователем, а средствами системы (а не только избыточные данные, необходимые для реализации функции коррекции ошибки), являются непроизводительными (служебными) и отражаются на ее пропускной способности.

Не менее серьезное влияние на пропускную способность оказывает время набора передатчиком мощности, необходимой для начала передачи данных (Power To Transmit, PTT), и стабилизации по частоте. Этот важный компонент «накладных расходов» очень часто недооценивается, поскольку он не оказывает серьезного влияния на работу речевых каналов связи, где процесс нажатия тангенты радиостанции и начала передачи речевого сообщения занимает не менее четверти секунды. В случае с обменом данными все обстоит иначе.

Для иллюстрации этого положения были проведены сравнительные испытания радиомодема GeminiPD и другого радиомодема с аналогичными параметрами, подключенного к серийно выпускаемой современной мобильной радиостанции одного из ведущих производителей оборудования этого класса. В обоих случаях передавались одинаковые сообщения. В результате модель GeminiPD затратила на передачу 52 мс, а ее конкурент — 87 мс, или на 40% больше. При скорости обмена данными 19,2 кбит/с это соответствует дополнительной пропускной способности, равной 7680 бит/с.

Таким образом, повышение скорости обмена данными в узкополосных радиосетях, работающих в диапазоне УКВ, связано с решением комплекса проблем, обусловленных необходимостью сохранения размеров зоны уверенного приема и поддержанием высокой пропускной способности. Эта задача может эффективно решаться при использовании современных технологий, реализованных в специализированном оборудовании.

 

Обеспечение безопасности данных в подвижных радиосетях

Безопасность данных в подвижных технологических радиосетях является одним из ключевых условий их использования и складывается из нескольких аспектов.

 

Устойчивость к перехвату

Практический опыт эксплуатации подвижных технологических радиосетей обмена данными позволяет рассмотреть возможные угрозы на примере двух наиболее типовых ситуаций:

  • целенаправленный перехват;
  • угон служебного автомобиля.

Прежде чем рассмотерть каждую из этих ситуаций подробно, необходимо отметить, что в современных технологических подвижных радиосетях обмена данными используется схема централизованного управления радиосетью, а все данные передаются через БС. В них применяется асимметричная схема адресации, то есть аппаратура БС и подвижного объекта ведет себя по-разному, а сообщения, передаваемые в эфир одним подвижным объектом, не могут приниматься и использоваться другим.

Целенаправленный перехват

Организация перехвата сообщений в подвижной радиосети обмена данными связана с теми же трудностями, что и в стационарной. Дополнительные трудности создаются использованием уникальных адресов, которые «прошиваются» в заводских условиях и не могут быть изменены пользователем. Каждый радиомодем для подвижного объекта имеет несколько адресов (индивидуальный, групповой и циркулярный). Все сообщения, за исключением циркулярных, направляются в адрес строго определенного пользователя и не могут приниматься другим радиомодемом, работающим в составе радиосети.

Таким образом, даже если злоумышленнику удастся незаконно приобрести комплект бортового оборудования, он сможет получить доступ только к циркулярным сообщениям, транслируемым базовой станцией. Если ему удастся получить в распоряжение комплект базового оборудования, то, теоретически, он сможет принимать адресованные БС сообщения. Однако для этого необходимо, во-первых, изменить адрес полученного радиомодема на адрес радиомодема, используемого на БС в заданной сети обмена данными, и, во-вторых, развернуть оборудование в точке, обеспечивающей прием сообщений от подвижных объектов, работающих в достаточно большой зоне. Но даже в этом случае эффект от перехвата данных будет весьма мал, поскольку основную оперативную ценность представляют собой исходящие данные (управляющие сигналы, команды, распоряжения, результаты обработки обращений к базам данных и т. д.), передаваемые в адрес мобильных пользователей с БС.

Дополнительная безопасность данных обеспечивается 16-байтным паролем. И хотя такое препятствие для специалиста не может рассматриваться как серьезное, оно достаточно надежно страхует от «случайного» доступа к данным. Обеспечение более высокого уровня безопасности информации достигается за счет применения штатной аппаратуры шифрования.

Угон служебного автомобиля

В ситуации, когда преступнику удалось угнать служебный автомобиль, при включении установленного в нем оборудования он не сможет получить полный доступ ко всей информации, как в речевой системе. В отличие от радиосетей, где происходит обмен речевыми сообщениями и каждый абонент, подключившийся к сети, может принимать эти сообщения, в радиосетях обмена данными это полностью исключено.

Поскольку устанавливаемый на подвижных объектах радиомодем имеет свой уникальный адрес, он может принимать только общие циркулярные сообщения и сообщения, адресованные только данному подвижному объекту в составе группы или индивидуально. Но как только администратор системы обмена данными получает информацию об угоне служебного автомобиля, он исключает адрес установленного на этом автомобиле оборудования из общего списка адресов и предотвращает передачу данных на установленный в угнанном автомобиле компьютер. Передача циркулярных сообщений также может быть временно прекращена, а доведение данных до остальных пользователей производится с использованием групповых и индивидуальных адресов.

Кроме того, поскольку управление работой всей сети обмена данными строго централизовано и обеспечивается дистанционно с БС, аппаратура на угнанном автомобиле может быть просто отключена. При этом факт отключения радиомодема легко устанавливается, поскольку каждая переданная в его адрес команда, включая команду на отключение, автоматически подтверждается. В этом случае передача циркулярных сообщений в радиосети обмена данными может беспрепятственно продолжаться.

В некоторых реально действующих системах реализована специальная функция, обеспечивающая трансляцию ложных сообщений на компьютер в похищенном автомобиле, имитирующих реальный радиообмен, которые позволяют ввести злоумышленника в заблуждение и, в большинстве случаев, побудить его к выполнению действий, гарантирующих его задержание.

В современных системах, использующих навигационные средства, обеспечивается автоматическая передача диспетчеру данных о местоположении подвижного объекта. Таким образом, в случае угона служебного автомобиля администратор получает возможность контролировать его. При этом управление работой бортовой аппаратуры и передачей навигационной информации с подвижного объекта также производится дистанционно через базовую станцию.

 

Несанкционированное подключение к радиосети обмена данными

При подключении к сети обмена данными злоумышленник может ставить целью получение доступа к базам данных или просто «просмотру» передаваемых данных. Это предполагает, что он должен обладать соответствующим оборудованием, поддерживающим используемые в сети обмена данными протоколы. Такая аппаратура вполне доступна, но решение второй части проблемы представляется не таким простым.

Перечисленные выше трудности, возникающие при попытке использовать незаконно полученное оборудование для перехвата, возникают и при попытке получить доступ к работе в сети обмена данными. Применяемая схема адресации исключает возможность подключения к сети обмена данными нового пользователя без автоматического уведомления администратора радиосети. Несмотря на то, что функционально оборудование для подвижных радиосетей обмена данными обеспечивает динамическое подключение к сети новых пользователей, информация о вновь появившихся адресах фиксируется и анализируется, что позволяет предпринять любые ответные действия из описанных выше. Поскольку изменение «прошитого» в заводских условиях адреса подвижного радиомодема невозможно, а сам он является уникальным для каждого устройства, злоумышленник не сможет работать под одним из адресов, официально «прописанных» в системе.

Кроме того, в этой ситуации достаточно просто запеленговать передатчик «нового пользователя», предоставив ему контролируемый доступ в систему на период, необходимый для проведения мероприятий по его локализации и задержанию либо дезинформированию. При этом для упрощения процесса пеленгации можно легко организовать интенсивную передачу данных со стороны компьютера преступника.

 

Устойчивость к подавлению и воздействию помех

Трудности по постановке помех для стационарных радиосетей обмена данными в полном объеме относятся и к подвижным радиосетям. К тому же поток цифровых данных более устойчив к воздействию помех по сравнению с речевыми сообщениями вообще, а серьезная устойчивость к воздействию помех дополнительно обеспечивается встроенными функциями контроля и коррекции ошибки.

Кроме того, подавление сигналов подвижных радиосетей связано с еще большими трудностями, если они включают многозонный контроллер и имеют в своем составе несколько БС. Поскольку передатчик помех всегда будет иметь меньшую зону охвата, значительная часть системы обмена данными будет продолжать функционировать даже в случае полного подавления одной из базовых станций.

Продолжение следует.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *