Использование радиомодемов УКВ-диапазона на железнодорожном транспорте
Общие сведения
В настоящее время выделенные непосредственно для нужд ОАО «РЖД» частотные ресурсы, предназначенные для построения систем управления движением и обеспечения безопасности, распределяются примерно следующим образом:
- 2 МГц — резервирующий радиоканал систем управления соединенных и тяжеловесных поездов;
- 160 МГц — радиоканалы систем управления соединенных и тяжеловесных поездов, станционных систем передачи данных на малодеятельных участках, резервирующий канал при использовании в системах управления радиосетей общего пользования;
- 460 МГц — системы управления маневровыми локомотивами на станциях;
- 900/1800 МГц — поездная радиосвязь и интервальное регулирование движения поездов на скоростных и высокоскоростных участках;
- 1800, 2400 МГц — станционные высокоскоростные сети передачи данных для информационно-управляющих систем, организации видеонаблюдения.
Диапазон УКВ (160 и 460 МГц) задействуется в интересах обеспечения повседневного функционирования практически всех железнодорожных служб. Обмен цифровой информацией в этом диапазоне в интересах решения задач сбора данных и дистанционного управления в составе технологических радиосетей или по выделенным каналам связи, обслуживающим функционирование автоматизированных информационно-управляющих систем различного назначения, производится с помощью радиомодемов. В ОАО «РЖД», на промышленном железнодорожном транспорте Российской Федерации и за рубежом за последние несколько десятков лет с задействованием радиомодемов хорошо отработаны следующие функциональные задачи:
- мониторинг состояния тормозной системы железнодорожного состава и контроль отрыва вагона;
- управление объектами электроснабжения железнодорожного транспорта;
- мониторинг окружающей среды и обеспечение безопасности;
- обеспечение функционирования средств ЖАТ;
- дистанционное управление маневровыми работами на станциях;
- интервальное регулирование движения и диспетчерское управление на станциях и перегонах.
Такие широкие области применения радиомодемов на железнодорожном транспорте определены техническими возможностями и особенностями используемой при их создании технологии, к которым относятся:
- надежность среды передачи (линия передачи не подвергается механическим повреждениям и разрушающему влиянию окружающей среды, а ее качество контролируется соответствующими государственными органами);
- существенно бóльшая по сравнению с более высокими частотными диапазонами дальность передачи данных и, соответственно, более простая инфраструктура создаваемой с помощью радиомодемов технологической радиосети при приемлемых скоростях обмена данными;
- возможность формирования радиосети повышенной надежности и живучести;
- обширная оперативная зона с возможностью ее расширения за счет ретрансляции сигнала (отдельные реально развернутые на территории Российской Федерации радиосети сбора данных и управления имеют сплошную зону покрытия вдоль распределенного объекта шириной несколько десятков и общей протяженностью несколько тысяч километров);
- применение детерминированных протоколов обмена данными, поддерживающих работу в близком к реальному масштабе времени и обеспечивающих гарантированную доставку данных в установленные регламентом работы радиосети сроки;
- относительно небольшое время доступа к каналу передачи данных, обеспечивающее незначительные и приемлемые для большинства использующих радиосеть автоматизированных систем управления задержки в доставке данных;
- высокая безопасность данных, циркулирующих в технологической радиосети (применяемые технологии обеспечивают защиту от подавления, перехвата или несанкционированного доступа к работе в составе технологической радиосети);
- относительно низкая стоимость эксплуатации;
- независимость от «чужой» инфраструктуры связи и возможность развивать ее, исходя из реальных требований (радиосеть принадлежит собственно пользователю, параметры ее работы и оперативная зона могут изменяться им самостоятельно);
- совместимость с разнородным оборудованием сбора и обработки данных по широко применяемым и детально отработанным интерфейсам;
- простота перемещения и оперативность развертывания в новом районе;
- возможность надежной эксплуатации в жестких условиях практически во всех климатических зонах, включая Арктическую, что приобретает все большее значение в связи с активизацией в последние годы хозяйственной деятельности в арктических районах.
Радиомодем Ritron DTXM
Радиомодем Ritron DTXM представляет собой портативное «прозрачное» устройство реального времени, использующее внешний протокол обмена данными. Данные передаются в радиоканал в той последовательности, в которой были приняты радиомодемом от контроллера, терминала или компьютера по интерфейсу RS-232 без искажений и дополнительной обработки.
Малые массогабаритные характеристики позволяют использовать радиомодем в «носимых» приложениях, например в составе пульта дистанционного управления маневрированием на железнодорожных станциях или устройствах контроля отрыва вагона, монтируемых во время составления поездов.
Особенностью данного модема является поддержка голосовой связи, что успешно применяется в пультах дистанционного управления, где передача управляющих команд и голосовых сообщений контролируется одним оператором, что позволяет избежать взаимных помех при попытках одновременной передачи данных и речи. Внешний вид радиомодема показан на рис. 1. Технические характеристики представлены в таблице 1.
Общие характеристики |
DTMX |
||||
ОВЧ |
200 МГц |
УВЧ |
|||
Диапазон частот, МГц |
136–162; 148–174 |
217–240 |
400–420; 450–470 |
||
Шаг сетки частот, кГц |
25; 12,5 или 6,25 |
||||
Ширина спектра излучения, кГц (в канале) |
25 кГц |
16 |
|||
12,5 кГц |
11 |
||||
6,25 кГц |
4,8 |
||||
Тип излучения |
10K0F3E, 4K8F1D, 9K6F1D, 8K6F2D |
||||
Потребляемый ток при выходной мощности, А |
1 Вт |
<1,0 |
|||
6 Вт |
<2,4 |
||||
Количество программируемых каналов |
2 |
||||
Рабочее напряжение, постоянный ток, В |
10–15 или 7,5 |
||||
Температура, °C |
рабочая |
–30…+55 |
|||
хранения |
–45…+85 |
||||
Влажность, % |
5–95, без образования конденсата |
||||
Габаритные размеры (Ш×Г×В), см |
5,84×9,10×2,54 |
||||
Масса (в упаковке), кг |
0,2 |
||||
Рабочий режим |
Симплекс, полудуплекс |
||||
Приемник |
|||||
Полоса пропускания без подстройки, МГц |
26 |
28 |
20 |
||
Время атаки передатчика, мс |
<15 |
||||
Чувствительность (вероятность ошибки 1×10-5), мкВ |
<0,28 |
||||
Избирательность по соседнему каналу при шаге сетки радиочастот, дБ |
25 кГц |
>70 |
|||
12,5 кГц |
>60 |
||||
6,25 кГц |
50 |
||||
Время атаки, мс |
<15 |
||||
Избирательность, дБ |
>70 |
||||
Передатчик |
|||||
Полоса пропускания без подстройки, МГц |
26 |
28 |
20 |
||
Выходная мощность при напряжении 13,6 В, Вт |
1–6 |
1–3/6/10 |
|||
Время атаки, мс |
<15 |
||||
Импеданс, Ом |
50 |
||||
Цикл работы на передачу, % |
5–100 |
||||
Стабильность частоты (при температуре, ppm |
1,0 |
||||
Интерфейсы |
RS-232 (Sub D, 15 штырьков) |
||||
Антенный разъем |
BNC |
||||
Уровень фоновых помех при шаге сетки радиочастот, дБ |
25 кГц |
>45 |
|||
12,5 кГц |
>40 |
||||
6,25 кГц |
>35 |
||||
Модем |
|||||
Скорость |
19,2; 9,6 или 4,8 кбит/с |
Радиомодем Ritron DTXM имеет встроенную функцию автономной программной настройки и диагностики.
Радиомодем Guardian
Радиомодем Guardian представляет собой «прозрачное» устройство реального времени нового поколения класса SDR (Software defined radio), не требующее сложной настройки и использующее внешний протокол обмена данными, которые передаются в радиоканал в той последовательности, в которой были приняты радиомодемом от контроллера, терминала или компьютера по последовательным интерфейсам RS-232/422/485 без искажений и дополнительной обработки.
Радиомодем полностью совместим с широко используемым на объектах ОАО «РЖД», в частности, в составе комплексного локомотивного устройства безопасности (КЛУБ), радиомодемом T-96SR, снятым с производства в 2010 г. Он позволяет строить современные радиосети сбора данных и удаленного управления и поддерживает работу практически всех основных промышленных протоколов, включая ModBus, ModBus-RTU и AB DF1.
Встроенная функция удаленной диагностики позволяет в реальном масштабе времени контролировать состояние устройства (наличие питания, температуру, напряжение, мощность сигнала, наличие соединение с антенно-фидерными устройствами). Радиомодем поддерживает работу в режиме DOX (Data-Activated Transmit), не требующем использования сигналов управления потоком RTS/CTS: передача инициализируется поступлением данных на порт радиомодема, а также управление сигналами RTS/CTS, когда скорость передачи данных от терминального устройства превышает скорость обмена данными в радиоканале. Он имеет два последовательных порта: для передачи данных и настройки. Внешний вид радиомодема Guardian показан на рис. 2. Основные технические характеристики представлены в таблице 2.
Общие характеристики |
Радиомодем Guardian-100/200/400/900 |
||||||||
ОВЧ |
УВЧ |
900 МГц |
|||||||
Диапазон частот, МГц |
136–174 |
215–240 |
406–470; 450–512 |
928–960 |
|||||
Шаг сетки частот, кГц |
25 или 12,5 (настраивается программно) |
||||||||
Тип излучения |
9K55F1D, 9K35F1D, 11K6F1D, 14K6F1D, 16K4F1D |
||||||||
Потребляемый ток |
прием, мА |
360 (10 В); 200 (20 В); 150 (30 В) |
|||||||
передача 40 дБм (10 Вт), А |
4,6 (10 В); 2,04 (20 В); 1,37 (30 В) |
||||||||
передача 30 дБм (1 Вт), А |
1,2–3,6 (10 В); 0,6–1,8 (20 В); 0,4–1,2 (30 В) |
||||||||
Номинальная задержка при холодном старте, с |
20 |
||||||||
Рабочее напряжение, В |
10–30 (постоянный ток) |
||||||||
Температура, °C |
рабочая |
–30…+60 |
|||||||
хранения |
–45…+85 |
||||||||
Влажность, % |
5–95 (без образования конденсата) |
||||||||
Габаритные размеры (Ш×Г×В), см |
13,97×10,80×5,40 |
||||||||
Масса (в упаковке), кг |
1,1 |
||||||||
Рабочий режим |
Симплекс, полудуплекс, дуплекс |
Симплекс, полудуплекс |
|||||||
Приемник |
|||||||||
Чувствительность (вероятность ошибки 1×10-6), дБм |
25 кГц |
–100 (19,2 кбит/с); –107 (9,6 кбит/с); –110 (4,8 кбит/с) |
|||||||
12,5 кГц |
–107 (9,6 кбит/с); –110 (4,8 кбит/с) |
||||||||
Подавление помех по соседнему каналу, дБ |
12,5 кГц |
60 |
|||||||
25 кГц |
70 |
||||||||
Интермодуляция, дБ |
>75 |
||||||||
Избирательность, дБ |
25 кГц |
>70 |
|||||||
12,5 кГц |
60 |
||||||||
Передатчик |
|||||||||
Полоса пропускания без подстройки, МГц |
38 |
38 |
64 (406,1–470) |
32 |
|||||
62 (450–512) |
|||||||||
Выходная мощность при напряжении 13,6 В, Вт |
1–10 |
1–8 |
|||||||
Время атаки, мс |
<1 |
||||||||
Время переключения между каналами, мс |
<15 |
||||||||
Импеданс, Ом |
50 |
||||||||
Цикл работы на передачу, % |
100 |
||||||||
Стабильность частоты, ppm |
1,0 |
||||||||
Интерфейсы |
RS-232 (DB9) |
||||||||
Антенна |
TNC («мама») — прием/передача, SMA («мама») — прием (для дуплексных моделей) |
||||||||
Модем |
|||||||||
Скорость, кбит/с |
4,8; 9,6; 19,2 |
||||||||
Индикация |
Питание, состояние, подключение к ЛВС, работа ЛВС, прием/передача |
||||||||
Вид модуляции |
2FSK |
Радиомодем имеет встроенную функцию программной настройки и диагностики, которая позволяет организовать удаленный мониторинг его технического состояния в оперативном режиме.
Guardian имеет следующие отличия от заменяемых радиомодемов T-96SR:
- более широкий диапазон настройки выходной мощности;
- 100%-ный цикл работы на всех моделях;
- программируемый шаг сетки радиочастот 25 и 12,5 кГц;
- поддержка портов RS-232/422/485;
- диагностика технического состояния в оперативном и автономном режимах;
- более широкий диапазон входящего напряжения питания;
- поддержка работы в режиме RTS/CTS и DOX;
- поддержка работы в симплексном, полудуплексном и дуплексном режимах (дуплексный радиомодем имеет дополнительный антенный порт и предусматривает использование внешнего дуплексера, либо работу на две антенны);
- возможность использования в качестве ретранслятора;
- наличие оборудования на диапазон 215–240 МГц.
Таким образом, Guardian может использоваться в составе ранее развернутых радиосетей совместно с уже эксплуатируемым оборудованием и позволяет расширить технические возможности этих радиосетей без отказа от применения уже работающего оборудования.
Радиотехническая платформа Viper-SC
Радиотехническая платформа включает в себя набор радиомодемов, предназначенных для создания технологических радиосетей обмена данными УКВ-диапазона практически любого масштаба. В состав платформы входят базовая станция/ретранслятор и радиомодем, которые используют IP-протокол и могут настраиваться для работы в качестве маршрутизатора или моста. Базовая станция выпускается в обычном и отказоустойчивом исполнении с дублированием всех компонентов.
Скорость обмена данными в радиосети может настраиваться автоматически в зависимости от условий приема. Для надежной работы используется улучшенная версия протокола многостанционного доступа с технологией исключения столкновений пакетов FAMA (Floor Acquisition Multiple Access ). С целью повышения пропускной способности в устройствах применяется алгоритм уплотнения данных, обеспечивающий эффективное сжатие (максимальная пропорция 1:10). Удобство настройка радиомодема обеспечивается за счет использования встроенного интуитивно понятного веб-интерфейса.
Радиомодем может быть настроен для работы в качестве моста или маршрутизатора по протоколу Ethernet IEEE 802.3 (поддерживаются IP-протоколы ICMP, IGMP, TCP, UDP, IPSec, SNTP) в качестве DHCP-клиента или сервера. Обеспечивается IP-фрагментация (IP-fragmentation), трансляция сетевых адресов (Network Address Translation, NAT), динамическая маршрутизация RIPv2, использование протокола определения адресов (Address Resolution Protocol, ARP). Внешний вид базовой станции Viper-SC представлен на рис. 3. Основные технические характеристики — в таблице 3.
Общие характеристики |
Радиотехническая платформа Viper-SC |
||||||
ОВЧ |
УВЧ |
900 МГц |
|||||
Диапазон частот, МГц |
136–174; 215–240 |
406–470, 450–512 |
928–960 |
||||
Шаг сетки частот, кГц |
50; 25; 12,5 или 6,25 (настраивается программно) |
50, 25 или 12,5 |
|||||
Тип излучения |
6K00F1D, 9K30F1D, 15K3F1D |
||||||
Потребляемый ток |
прием, мА |
450 (10 В); 240 (20 В); 170 (30 В) |
|||||
передача 40 дБм (10 Вт), А |
4,6 (10 В); 2,04 (20 В); 1,37 (30 В) |
||||||
передача 30 дБм (1 Вт), А |
1,2–3,6 (10 В); 0,6–1,8 (20 В); 0,4–1,2 (30 В) |
||||||
Номинальная задержка при холодном старте, с |
20 |
||||||
Рабочее напряжение, В |
10–30 (постоянный ток) |
||||||
Температура, °C |
рабочая |
–30…+60 |
|||||
хранения |
–45…+85 |
||||||
Влажность, % |
5–95 (без образования конденсата) |
||||||
Габаритные размеры (Ш×Г×В), см |
13,97×10,80×5,40 |
||||||
Масса в упаковке, кг |
1,1 |
||||||
Рабочий режим |
Симплекс или полудуплекс |
||||||
Приемник |
|||||||
Чувствительность (вероятность ошибки 1×10-6), дБм |
50 кГц |
32 кбит/с |
–111 |
–108 |
|||
64 кбит/с |
–104 |
–101 |
|||||
96 кбит/с |
–97 |
–94 |
|||||
128 кбит/с |
–88 |
–85 |
|||||
25 кГц |
16 кбит/с |
–114 |
–111 |
||||
32 кбит/с |
–106 |
–104 |
|||||
48 кбит/с |
–100 |
–97 |
|||||
64 кбит/с |
–92 |
–89 |
|||||
12,5 кГц |
8 кбит/с |
–116 |
–112 |
||||
16 кбит/с |
–109 |
–106 |
|||||
24 кбит/с |
–102 |
–99 |
|||||
32 кбит/с |
–95 |
–90 |
|||||
6,25 кГц |
–115 (4 кбит/с), –106 (8 кбит/с), –100 (12 кбит/с) |
||||||
Подавление помех по соседнем каналу, дБ |
6,25 кГц |
45 |
|||||
12,5 кГц |
60 |
||||||
25 кГц |
70 |
||||||
50 кГц |
75 |
||||||
Интермодуляция, дБ |
>75 |
||||||
Избирательность, дБ |
>70/25 кГц; >60/12,5 кГц; >55/6,25 кГц |
||||||
Передатчик |
|||||||
Полоса пропускания без подстройки, МГц |
38 |
64 (406,1–470 МГц) |
32 |
||||
62 (450–512 МГц) |
|||||||
Выходная мощность при напряжении 13,6 В, Вт |
1–10 |
1–8 |
|||||
Время атаки, мс |
<1 |
||||||
Время переключения между каналами, мс |
<15 |
||||||
Импеданс, Ом |
50 |
||||||
Цикл работы на передачу, % |
100 |
||||||
Стабильность частоты, ppm |
1 |
||||||
Интерфейсы |
RS-232 (DB9), 10Base-T (RJ45) |
||||||
Антенна |
TNC («мама») — прием/передача; SMA («мама») — прием (для двухпортовых устройств) |
||||||
Модем |
|||||||
Скорость, кбит/с |
4, 8, 12, 16, 24, 32, 48, 64, 96, 128 |
||||||
Индикация |
Питание, состояние, подключение к ЛВС, работа ЛВС, прием/передача |
||||||
Вид модуляции |
2FSK, 4FSK, 8FSK, 16FSK |
Базовая станция Viper-SC имеет вариант исполнения с повышенной надежностью и живучестью, в котором все составляющие ее компоненты резервируются. Применяемая схема управления предусматривает автоматический переход на резервные компоненты в случае выхода из строя основных, обеспечивая тем самым непрерывность работы в аварийных ситуациях.
Внешний вид радиомодема Viper-SC представлен на рис. 4, основные технические характеристики — в таблице 4.
Общие характеристики |
Dataradio Viper-SC |
|||||
Диапазон частот, МГц |
136–174 |
215–240 |
406–512 |
928–960 |
||
Шаг сетки частот, кГц |
6,25; 12,5; 25; 50 (настраивается программно) |
12,5; 25; 50 (настраивается программно) |
||||
Тип излучения |
3K5F1D (6,25 кГц), 8K30F1D (12,5 кГц), 16K8F1D (25 кГц), 34K0F1D (50 кГц) |
|||||
Потребляемый ток |
прием |
480 мА (10 В); 250 мА (20 В); 180 мА (30 В) |
||||
передача 40 дБм (10 Вт) |
4,6 А (10 В); 2, 04 А (20 В); 1,37 А (30 В) |
|||||
передача 30 дБм (1 Вт) |
1,23 А (10 В); 630 мА (20 В); 440 мА (30 В) |
|||||
Номинальная задержка при холодном старте |
20 с |
|||||
Рабочее напряжение, В |
10–30, постоянный ток |
|||||
Рабочая температура, °C |
–30…+60 |
|||||
Допустимая влажность, % |
5–95, без образования конденсата |
|||||
Габаритные размеры (Ш×Г×В), см |
13,97×10,80×5,40 |
|||||
Масса (в упаковке), кг |
1,1 |
|||||
Рабочий режим |
симплекс или полудуплекс |
|||||
Приемник |
|
|||||
Чувствительность (вероятность ошибки 1×10-6), дБм |
50 кГц |
32 кбит/с |
–111 |
–108 |
||
64 кбит/с |
–104 |
–101 |
||||
96 кбит/с |
–97 |
–94 |
||||
128 кбит/с |
–88 |
–85 |
||||
25 кГц |
16 кбит/с |
–114 |
–111 |
|||
32 кбит/с |
–106 |
–104 |
||||
48 кбит/с |
–100 |
–97 |
||||
64 кбит/с |
–92 |
–89 |
||||
12,5 кГц |
8 кбит/с |
–116 |
–112 |
|||
16 кбит/с |
–109 |
–106 |
||||
24 кбит/с |
–102 |
–99 |
||||
32 кбит/с |
–95 |
–90 |
||||
6,25 кГц |
4 кбит/с |
–115 |
— |
|||
8 кбит/с |
–106 |
|||||
12 кбит/с |
–100 |
|||||
Подавление помех по соседнему каналу, дБ |
6,25 кГц |
45 |
||||
12,5 кГц |
60 |
|||||
25 кГц |
70 |
|||||
50 кГц |
75 |
|||||
Интермодуляция |
>75 дБ |
|||||
Избирательность, дБ |
>70 (25 кГц); >60 (12,5 кГц); >55 (6,25 кГц) |
|||||
Передатчик |
|
|||||
Полоса пропускания без подстройки, МГц |
38 |
25 |
64 или 62 |
32 |
||
Выходная мощность при напряжении 13,6 В, Вт |
1–10 |
1–8 |
||||
Рабочий цикл, % |
100 |
|||||
Стабильность частоты, ppm |
1 |
|||||
Модем |
|
|||||
Скорость |
4, 8, 16, 32, 64 или 128 кбит/с |
|||||
Интерфейс |
последовательный RS-232, Ethernet 10Base-T |
|||||
Индикация |
Питание, состояние, подключение к ЛВС, работа ЛВС, прием/передача |
|||||
Вид модуляции |
2FSK, 4FSK, 8FSK, 16FSK |
Встроенная функция программной настройки и диагностики позволяет организовать удаленный мониторинг технического состояния радиомодема в оперативном режиме.
Радиомодем Viper-SC имеет встроенную функцию автоматического перехода в работу на одной из 32-х резервных частот в случае потери связи на основной частоте, что позволяет строить радиосети с самонастраивающейся инфраструктурой и радиосети типа MESH. Данная функция получила применение в радиосетях обмена данными между подвижным составом и устройствами ЖАТ. В таких радиосетях при приближении поезда, например к светофору, последний автоматически связывается с поездной системой управления и транслирует на борт информацию о своем состоянии. В результате локомотивная бригада получает информацию заблаговременно и задолго до того, как сможет принять ее визуально.
Выпускается модель радиомодема Viper-SC, использующая принцип разнесенного приема на две антенны. Применение этой модели позволяет существенно повысить надежность работы в подвижных приложениях и дальность уверенного приема сигнала в стационарных радиосетях.
Специализированная радиотехническая платформа ITC 200
В отличие от всех вышеперечисленных устройств, разрабатывавшихся с учетом широкого перечня требований для различных приложений, радиотехническая платформа ITC 200 изначально проектировалась для использования только на ж/д. В настоящее время она является самой современной (разработка завершена в конце 2011 г.) и фактически единственной платформой с такими техническим характеристиками.
Платформа разработана и оптимизирована для железнодорожных приложений, связанных с управлением и обеспечением безопасности движения по программе PTC (Positive Train Control). Она применяется в системах предотвращения столкновений поездов, сходов в результате превышения ограничений скорости движения, контроля правильности положения стрелочного перевода и входа в зону выполнения ремонтных работ.
В состав платформы входят:
- бортовой радиомодем;
- стационарный радиомодем для подключения устройств ЖАТ;
- базовый радиомодем (базовая станция).
В составе оборудования применяется многоканальный приемопередатчик стандарта SDR, обеспечивающий пакетный обмен данными в составе единой радиосети для всех подключенных к ней бортовых и стационарных устройств. Все оборудование предназначено для эксплуатации в условиях, характерных для железнодорожной дороги.
Бортовой радиомодем обеспечивает обмен данными локомотивной бригады и бортовой автоматики с поездным диспетчером и системой управления движением, а также прием данных от устройств железнодорожной автоматики через базовую станцию.
Внешний вид бортового радиомодема ITC 200 представлен на рис. 5. Основные технические характеристики — в таблице 5.
Общие характеристики |
Бортовой радиомодем ITC 220 |
||
Диапазон рабочих частот, МГц |
217,5–222,0 |
||
Шаг сетки радиочастот, кГц |
25 |
||
Масса кг |
10 |
||
Скорость обмена данными, кбит/с |
16, 32 |
||
Диапазон температур, °С |
рабочий |
–40…+70 |
|
хранение |
–55…+85 |
||
Влажность, % |
0–95, без образования конденсата |
||
Рабочее напряжение, В |
45–100, постоянный ток (максимально допустимое кратковременное до 120) |
||
Потребляемый ток, А |
передача |
4 (пиковый), 1,8 (номинальный) |
|
прием |
0,5 (максимальный) |
||
Светодиодный индикатор |
работоспособность, диагностика состояния (на передней панели) |
||
Антенна |
два N-типа (F), приемопередающая и приемная |
||
Ethernet |
два порта 10/100Base-T разъем M12-8(F), информационный и настроечный |
||
Последовательный |
два USB тип А(F) |
||
Модуль интерфейса настройки |
карта SD |
||
Соответствие стандартам |
США: FCC часть 2, 15 и 90; Канада: SRSP-512 |
||
Передатчик |
|||
Выходная мощность, Вт |
15–50, программно регулируемая |
||
Вид модуляции |
4DQPSK |
||
Тип излучения |
8K90DXW (16 кбит/с), 17K90DXW (32 кбит/с) |
||
Внеполосные излучения, дБм |
–25, максимально |
||
Занимаемая полоса |
пять объединенных каналов, соответствует 47CFR90.210(f) |
||
Максимальный рабочий цикл, % |
30 |
||
Приемник |
|||
Максимальная чувствительность, статическая BER <10-4, дБм |
–111 (16 кбит/с), –108 (32 кбит/с) |
||
Избирательность по соседнему каналу, дБ |
70 |
||
Подавление зеркального канала, дБ |
70 |
||
Подавление эффекта интермодуляции, дБ |
65 |
||
Количество одновременно принимаемых каналов |
16 (восемь парных, включая семь 16 кбит/с и 16/32 кбит/с, с автоматической настройкой) |
Стационарный радиомодем ITC 220 обеспечивает обмен данными железнодорожной автоматики и системой управления движением, а также передачу данных от устройств железнодорожной автоматики на борт локомотива через базовую станцию.
Внешний вид стационарного радиомодема ITC 200 представлен на рис. 6, основные технические характеристики — в таблице 6.
Общие характеристики |
Стационарный радиомодем ITC 220 |
||
Диапазон рабочих частот, МГц |
217,5–222,0 |
||
Шаг сетки радиочастот, кГц |
25 |
||
Масса кг |
3,5 |
||
Скорость обмена данными, кбит/с |
16, 32 |
||
Диапазон температур, °С |
рабочий |
–40…+70 |
|
хранение |
–55…+85 |
||
Влажность, % |
0–95, без образования конденсата |
||
Рабочее напряжение, В |
10,9–15,5, постоянный ток (максимально допустимое кратковременное до 17) |
||
Потребляемый ток, А |
передача |
10 (пиковый), 7,5 (номинальный) |
|
прием |
1 (максимальный) |
||
Светодиодный индикатор |
работоспособность, диагностика состояния (на передней панели) |
||
Антенна |
два N-типа (F), приемопередающая и приемная |
||
Антенна GPS |
активная или пассивная, 3,3 В, 50 мА, TNC(F) |
||
Ethernet |
два порта 10/100Base-T разъем RJ45, информационный и настроечный |
||
Модуль интерфейса настройки |
карта SD |
||
Соответствие стандартам |
США: FCC часть 2, 15 и 90; Канада: SRSP-512 |
||
Передатчик |
|||
Выходная мощность, Вт |
7,5–25, программно регулируемая |
||
Вид модуляции |
4DQPSK |
||
Тип излучения |
8K90DXW (16 кбит/с), 17K90DXW (32 кбит/с) |
||
Внеполосные излучения, дБм |
–25, максимально |
||
Занимаемая полоса |
пять объединенных каналов, соответствует 47CFR90.210(f) |
||
Максимальный рабочий цикл, % |
10 |
||
Приемник |
|||
Максимальная чувствительность, статическая BER <10-4, дБм |
–111 (16 кбит/с), –108 (32 кбит/с) |
||
Избирательность по соседнему каналу, дБ |
70 |
||
Подавление зеркального канала, дБ |
70 |
||
Подавление эффекта интермодуляции, дБ |
65 |
||
Количество одновременно принимаемых каналов |
два (16 кбит/с и 16/32 кбит/с, с автоматической настройкой) |
Радиомодем базовой станции ITC 220 обеспечивает обмен данными между поездным диспетчером и локомотивной бригадой, а также межу устройствами управления, бортовой и железнодорожной автоматики. Подключается к пункту управления по выделенным каналам проводной или беспроводной связи на скоростях от 56 кбит/с до 1 Мбит/с.
Внешний вид радиомодема базовой станции ITC 200 представлен на рис. 7, основные технические характеристики — в таблице 7.
Общие характеристики |
Базовый радиомодем ITC 220 |
|||
Диапазон рабочих частот, МГц |
217,5–222,0 |
|||
Шаг сетки радиочастот, кГц |
25 |
|||
Масса кг |
20 |
|||
Скорость обмена данными, кбит/с |
16, 32 |
|||
Диапазон температур, °С |
рабочий |
–40…+70 |
||
хранение |
–55…+85 |
|||
Влажность, % |
0–95, без образования конденсата |
|||
Рабочее напряжение, В |
42–54 постоянный ток (максимально допустимое кратковременное до 60); 21–27 постоянный ток (максимально допустимое кратковременное до 30) |
|||
Потребляемый ток, А |
передача |
48 В |
6 (пиковый), 4 (номинальный) |
|
24 В |
11 (пиковый), 7,5 (номинальный) |
|||
прием |
48 В |
0,6 (максимальный) |
||
24 В |
1,2 А (максимальный) |
|||
Светодиодный индикатор |
работоспособность, диагностика состояния (на передней панели) |
|||
Антенна |
три N-типа (F), приемопередающая и две приемных |
|||
Антенна GPS |
активная или пассивная, 3,3 В, 50 мА, TNC(F) |
|||
Ethernet |
два порта 10/100Base-T разъем RJ45, информационный и настроечный |
|||
Модуль интерфейса настройки |
карта SD |
|||
Соответствие стандартам |
США: FCC часть 2, 15 и 90; Канада: SRSP-512 |
|||
Передатчик |
||||
Выходная мощность, Вт |
10–75, программно регулируемая |
|||
Вид модуляции |
4DQPSK |
|||
Тип излучения |
8K90DXW (16 кбит/с), 17K90DXW (32 кбит/с) |
|||
Внеполосные излучения, дБм |
–25, максимально |
|||
Занимаемая полоса |
Пять объединенных каналов, соответствует 47CFR90.210(f) |
|||
Максимальный рабочий цикл, % |
50 |
|||
Приемник |
||||
Максимальная чувствительность, статическая BER <10-4, дБм |
–111 (16 кбит/с), –108 (32 кбит/с) |
|||
Избирательность по соседнему каналу, дБ |
70 |
|||
Подавление зеркального канала, дБ |
70 |
|||
Подавление эффекта интермодуляции, дБ |
65 |
|||
Количество одновременно принимаемых каналов |
16 (восемь парных, включая семь 16 кбит/с и 16/32 кбит/с, с автоматической настройкой) |
***
Таким образом, в настоящее время для решения широкого круга задач, связанных с управлением движением и инфраструктурой на железных дорогах в Российской Федерации и за рубежом широко применяются технологические радиосети обмена данными, построенные на радиомодемах УКВ-диапазона. Имеющееся на рынке оборудование позволяет создавать современные радиосети различного назначения и масштаба, включая радиосети повышенной надежности и живучести, полностью удовлетворяющие потребностям железных дорог. Рассмотренная в статье технология, отработанная на железных дорогах мира в течение более тридцати лет, не утратила своей актуальности и представляется перспективной при внедрении цифровой связи и автоматизированных информационно-управляющих систем различного назначения.