Участники VIII Международного навигационного форума и выставки «Навитех» определили дальнейшие пути развития российского навигационного рынка

№ 3’2014
PDF версия
По итогам 2013 года навигационно-связным оборудованием снабжено около 400 тыс. транспортных средств (примерно такое же количество транспорта оснащено и в 2012-м). В условиях замедления темпов роста участники форума и выставки искали новые пути развития навигационного рынка в РФ.

«Проникновение систем мониторинга и управления транспортом в Российской Федерации на рынке муниципальных и коммерческих заказчиков достигло 15%. Эта цифра уже близка к среднемировым показателям для навигационной отрасли. Данный факт не может не сказаться на замедлении темпов роста российского навигационного рынка», — отметили эксперты в рамках недавно прошедшего VIII Международного навигационного форума и выставки «Навитех». Так, по итогам 2013 года навигационно-связным оборудованием снабжено около 400 тыс. транспортных средств (примерно такое же количество транспорта оснащено и в 2012-м). В условиях замедления темпов роста участники форума и выставки искали новые пути развития навигационного рынка в РФ.

«Темпы роста навигационного рынка действительно замедлились. Этому способствовало несколько факторов: и снижение темпов роста экономики в целом, и достигнутые высокие цифры по общему рынку проникновения систем мониторинга на рынке корпоративных и государственных заказчиков, и влияние ускоренного внедрения систем тахографического контроля. Поэтому настоящий момент можно охарактеризовать как подготовку участников рынка к новому этапу развития. Последующим толчком для развития рынка могут стать крупные федеральные проекты (например, такие как «ЭРА-ГЛОНАСС»), которые создадут массовый рынок. Проект «ЭРА-ГЛОНАСС» предполагает оснащение всего транспорта РФ — более 40 млн автомобилей. Все участники рынка готовятся к работе с массовым потребителем», — отметил генеральный директор «СпейсТим холдинга» Алексей Смятских.

Классические системы мониторинга, по мнению участников форума, исчерпали резерв роста. «Необходимо расширять горизонт предоставления навигационно-информационных услуг потребителям, выходить на новые рынки, пробовать новые ниши, разрабатывать новые бизнес-модели», — добавил генеральный директор НИИ «Прикладной Телематики» Виталий Полторацкий.

«На данный момент первоочередной задачей для игроков рынка станет развитие бизнес-направления ГЛОНАСС. Несколькими годами ранее ГЛОНАСС развивался при активной поддержке государства, о чем говорит большое количество запущенных федеральных проектов. Согласитесь, государство не может бесконечно поддерживать. Так, с 1 января 2015 года будет введена в промышленную эксплуатацию система «ЭРА-ГЛОНАСС». От бизнеса должна пойти обратная связь в виде предложений по монетизации услуг и сервисов, предоставляемых на базе единой технологической платформы «ЭРА-ГЛОНАСС». Сейчас нужно решить, какие бизнес-модели создавать, какие услуги предоставлять, как получить отдачу от участия в совместных проектах. Поэтому навигационный форум стал своего рода отправной точкой для совместного обсуждения ключевых вопросов отрасли», — добавила Светлана Хадонова, директор по маркетингу «СпейсТим холдинга».

По итогам работы участников рынка на форуме и выставке были выработаны основные направления развития российского навигационного рынка.

 

Акцент на массового потребителя

Выставка «Навитех» в полной мере продемонстрировала технологические возможности для предоставления навигационно-информационных услуг конечным потребителям. Всевозможные устройства на основе спутниковых навигационных систем ГЛОНАСС и GPS готовы помогать в решении вопросов мониторинга людей и домашних животных, обеспечении безопасности, ориентировании внутри помещений с получением различного контента.

«Если раньше мы только говорили о возможностях навигационных сервисов, то сейчас время их применений по-настоящему настало. Цифры говорят сами за себя: только за 2013 год объем продаж навигационных ошейников для домашних животных увеличился в несколько раз! Это очень позитивная тенденция для рынка. Несомненно, в этом большая заслуга производителей навигационных чипов, устройства с каждым годом уменьшаются в размерах, сохраняя при этом высокую работоспособность и точность определения координат объектов», — прокомментировал Александр Коломенский, руководитель проекта «GPS-клуб».

Интересно решение компании Getsy, которая на «Навитехе» продемонстрировала новые возможности получения актуального контента в режиме офлайн. С помощью технологии iBeacon специальные маячки взаимодействуют со смартфоном потребителя и позволяют ему получить доступ к важной информации, например, в торговых центрах, аэропортах, музеях и т. д. Основной акцент технологии iBeacon — актуальный для пользователей контент в нужное время и в нужном месте. Также Getsy совместно с компанией Navigine Getsy показала пример использования indoor-навигации, основанной на маячках iBeacon.

ГЛОНАСС-портфель

Рис. 1. ГЛОНАСС-портфель

Особого внимания удостоился ГЛОНАСС-портфель (рис. 1), разработанный в целях обеспечения безопасности школьников. Портфель позволяет родителям в режиме реального времени наблюдать за местоположением ребенка с любого устройства, имеющего выход в Интернет. В ранец встроен миниатюрный маячок, который активируется при нештатной ситуации, например при нападении на ребенка, и отсылает родителям сигнал тревоги.

Портфель также может «прослушивать» окружение ребенка. В случае опасности ребенок может нажать тревожную кнопку, встроенную в портфель, и отправить родителям сигнал тревоги. Экспериментальный образец ГЛОНАСС-портфеля разработан «СпейсТим холдингом», на данный момент происходит его тестирование перед запуском в массовое производство.

«С каждым годом практическое применение спутниковых технологий в повседневной жизни становится все доступнее для российских пользователей. Современные ГЛОНАСС-устройства уже сегодня предоставляют широкий спектр возможностей для контроля любых подвижных и стационарных объектов. В целом сфера применения ГЛОНАСС безгранична: сельское хозяйство, спорт, здравоохранение, путешествия, развлечения. Здесь открываются большие перспективы», — отметил редактор журнала «Вестник ГЛОНАСС» Константин Крейденко.

По словам исполнительного директора Ассоциации «ГЛОНАСС/ГНСС-Форум» Владимира Климова, к концу 2014 года уровень проникновения навигационно-информационных сервисов на российском навигационном массовом рынке составит около 10% от общего объема предоставляемых телематических услуг, достигнув в денежном выражении 1,2 млрд рублей.

Как отметил президент НП «ГЛОНАСС» Александр Гурко, в ближайшее время высокие показатели роста получат именно навигационно-информационные услуги и сервисы для владельцев автомобилей. Это связано с вводом в промышленную эксплуатацию системы «ЭРА-ГЛОНАСС». Александр Гурко подчеркнул, что в первую двадцатку самых инновационных компаний в мире входят 18 компаний, представляющих ИТ/телекоминдустрию и автомобилестроение. Поэтому новый инновационный виток будет происходить именно в области автомобилестроения.

«Уже создано два альянса, один под эгидой Apple, другой — Google, в рамках которых ведется формирование нормативной базы, прорабатываются аспекты технического регулирования, создаются стандарты. Таким образом, автомобиль превращается в самый дорогой гаджет. Между участниками ведется борьба за стандарты — чей стандарт победит и какими услугами мы будем пользоваться в ближайшем будущем», — прокомментировал Александр Гурко. По его мнению, развитие современных технологий в автомобилестроении дает шанс российским компаниям также поучаствовать в создании новых технологий для новых рынков.

 

Уход систем мониторинга и управления транспортом в новые рыночные сегменты

В условиях высокой конкуренции на рынке классических «коробочных» систем мониторинга создание узкоотраслевых, «нишевых» продуктов под бизнес отраслевого клиента — наиболее логичный бизнес-сценарий развития продуктовой линейки для большинства вендоров и системных интеграторов.

«Рынок систем мониторинга транспорта далеко не исчерпал свои возможности, однако год от года мы наблюдаем постепенное снижение доходности от классических «коробочных» решений. Это заставляет игроков искать новые способы развития бизнеса: выходить на новые рыночные сегменты, делать акцент на системной интеграции, создавать сложные системы, функционирующие на стыке различных технологий, доля ГЛОНАСС-оборудования в которых не превышает 15%. Это комплексные решения, заточенные под конкретные бизнес-процессы заказчиков. Иными словами, чем больше специфических задач может решать система, тем она жизнеспособней. Время «тараканов, бегающих по карте», давно прошло», — считает генеральный директор компании «СпейсТимСервис» Андрей Платонов.

Комплексная система безопасности пассажирских перевозок на наземном транспорте «Транспорт-Видео»

Рис. 2. Комплексная система безопасности пассажирских перевозок на наземном транспорте «Транспорт-Видео»

Подобные примеры создания комплексных решений уже есть на рынке. Например, в 2012 году российские разработчики совместно с международным аэропортом Внуково выполнили первую для авиаотрасли интеграцию системы мониторинга и управления транспортом на основе ГЛОНАСС с ключевыми системами управления аэропортом; в целях обеспечения безопасности и максимальной прозрачности перевозок алкогольной продукции разработали бортовое взрывозащищенное ГЛОНАСС-оборудование; создали систему «Транспорт-Видео» в целях обеспечения безопасности пассажиров общественного транспорта (рис. 2).

Программный комплекс «Транспорт-Видео» был представлен в рамках выставки «Навитех» на стенде НП «ГЛОНАСС». «Программный комплекс в режиме онлайн контролирует участников перевозок, непрерывно собирает и анализирует информацию о происшествиях на транспорте и, таким образом, сокращает количество нештатных ситуаций на транспорте», — рассказал начальник отдела регионального развития «СпейсТим холдинга» Артем Попов.

В рамках программного комплекса «Транспорт-Видео» продемонстрировано решение, которое может быть интегрировано в систему мониторинга и управления транспортом, — это японская система «Антисон». «Данное решение контролирует состояние водителя за рулем. С помощью специальных датчиков устройство проводит контрольные замеры состояния водителя в режиме реального времени и сообщает диспетчеру об уровне усталости, концентрации внимания, бодрствовании. Если состояние водителя близко ко сну, «Антисон» автоматически дает предупредительные сигналы водителю», — добавила Анна Евтушенко, старший менеджер по продажам компании «Хитачи Хай-Технолоджиз РУС».

 

Участие в развитии проекта «ЭРА-ГЛОНАСС»

Навигационно-связное оборудование ГЛОНАСС

Рис. 3. Навигационно-связное оборудование ГЛОНАСС

По мнению участников рынка, мощным толчком для развития послужит проект «ЭРА-ГЛОНАСС» в части создания навигационно-информационных сервисов для автомобилистов (рис. 3). С 1 января 2015 года система «ЭРА-ГЛОНАСС» вводится в промышленную эксплуатацию. В ближайшем будущем единая технологическая платформа системы «ЭРА-ГЛОНАСС» не только может стать объединяющей технологической площадкой для развития потребительских услуг, но и позволит обеспечить работу систем (взимания платы с большегрузного транспорта, тахографического контроля, мониторинга и управления транспортом, экстренного реагирования при авариях и пр.) в едином многофункциональном устройстве.

Как отметили эксперты НП «ГЛОНАСС», в 2013–2014 гг. принято более 11 ГОСТов, планируется принятие свыше 11 подзаконных актов в развитие федерального закона о системе «ЭРА-ГЛОНАСС». В 2014 году аналог системы «ЭРА-ГЛОНАСС» будет активно создаваться на территории Беларуси и Казахстана. Также со следующего года вступает в силу регламент Таможенного союза. Усилия участников Таможенного союза позволят максимально быстро сформировать единое навигационно-информационное пространство на территории нескольких государств и повысить качество навигационно-информационных услуг, предоставляемых потребителям.

Большой прогресс, по мнению экспертов рынка, происходит в рамках разработки и массового производства терминалов «ЭРА-ГЛОНАСС» (рис. 4). Более 20 иностранных и российских производителей создают оборудование с учетом требований системы. «Что касается трендов в разработке оборудования, то сейчас начинает производиться 4-системное навигационное оборудование, которое поддерживает помимо ГЛОНАСС и GPS, системы Galileo и Beidou. Сегодня некоторые компании начинают такое оборудование разрабатывать, и российские специалисты примут в этом самое активное участие», — отметили представители НП «ГЛОНАСС».

 

Развитие рынка страховой телематики

Оборудование «ЭРА-ГЛОНАСС»

Рис. 4. Оборудование «ЭРА-ГЛОНАСС»

Система «ЭРА-ГЛОНАСС» предоставит новые возможности для автовладельцев, страховых и сервисных компаний, поскольку в закон об ОСАГО принята поправка об использовании европротокола с применением устройств фото- и видеофиксации, а также спутниковой навигации ГЛОНАСС. Такая поправка дает серьезный толчок для развития услуг страховой телематики на базе технологий ГЛОНАСС.

По мнению руководителя департамента по работе с автопроизводителями «СпейсТим холдинга» Геннадия Гудумака, «ЭРА-ГЛОНАСС» предоставит страховым компаниям возможность обмениваться базами данных. Затем, вероятно, будет решаться вопрос о создании на рынке страховой телематики экспертной компании, которая занималась бы администрированием этой базы данных и по запросу выдавала сведения об автовладельце и стиле вождения не только страховым компаниям, но и владельцам других транспортных средств. Внедрение таких навигационно-информационных решений позволит владельцам транспортных средств экономить деньги на страховке, а страховым компаниям поможет выявлять реальных виновников ДТП.

 

Участие в масштабных государственных проектах

В качестве ключевых трендов участники рынка выделили создание региональных навигационно-информационных систем в субъектах Российской Федерации (в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 1367 от 21 декабря 2012 г.), а также создание системы взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн.

Участники рынка в рамках Международного форума и выставки «Навитех» выделили основные тренды развития навигационного рынка. Однако стоит отметить, что и сам рынок, и структура потребления услуг постоянно меняются. Навигация на транспорте хоть и остается осново­полагающей, но уже включает широкий спектр других технологий. Таким образом, побеждает тот, что начинает максимально комплексно подходить к решению задач, актуальных для пользователей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *