Новые модули серии HL от Sierra Wireless для систем спутникового мониторинга. Часть 2
ГНСС-приемник модулей серии HL Sierra Wireless
Обзор архитектуры Sirf V
В модулях HL6528 и HL8548 используется новый GNSS (ГНСС) чип производства Cambridge Silicon Radio (CSR), разработанный с помощью уникальной архитектуры SiRF V [21]. Эта архитектура использует современный DSP-процессор на базе ARM7 и мощное встроенное программное обеспечение, способные обрабатывать сигналы от следующих систем спутниковой навигации (ССН) — американской GPS и российской ГЛОНАСС.
Архитектура чипа SiRF V основана на принципе Software Defined Radio (SDR) и позволяет создавать универсальные устройства, действующие с максимально возможным количеством радиостандартов, в широком диапазоне частот с различными принципами модуляции и кодировки.
Для приемников ГНСС (GNSS) принцип SDR, в котором можно использовать единый канал предварительной аналоговой обработки данных, является весьма перспективным и имеет неоспоримые преимущества по сравнению с классическими схемами аппаратных ГНСС.
В упрощенном варианте структурная схема ГНСС-приемника с архитектурой SiRF V показана на рис. 10 [22].
Сигнал спутника принимается антенной, затем поступает в блок RF core, содержащий блок предварительной обработки данных и АЦП. Здесь сигнал преобразуется до промежуточной частоты, а потом оцифровывается. Затем происходит разделение сигналов по частоте и фазе, а также выполняются операции сжатия и преобразования массива данных с использованием корреляционных функций.
В процессорном блоке DSP, который управляется с помощью специального программного обеспечения, осуществляются базовые операции, связанные с отслеживанием спутников, их захватом, коррекцией сигналов, и другие аналогичные процедуры. В архитектуре SiRF V максимальное число функций реализовано на программном уровне. Блок DSP обеспечивает все процессы обработки и вычислений. В этом типе приемников программное обеспечение является главным элементом системы и практически полностью обеспечивает обработку данных, полученных со спутников, и вычисление на основе этих данных навигационных результатов.
При первом включении (холодный старт) приемник получает альманахи от ближайших станций A-GPS. При последующих включениях (теплый и горячий старт) используются альманахи и эфемериды последнего измерения.
С учетом этих сведений рассчитываются вероятностные значения кодов PRN (псевдослучайные шумы) для каждого канала. Базовая математическая модель основана на работе со спутниками GPS. В стандартном варианте предусмотрено не менее двенадцати каналов для спутников GPS. Дополнительные каналы предназначены для работы с другой спутниковой системой — ГЛОНАСС.
Далее для каждого канала рассчитываются вероятностные значения доплеровских кодов задержки, смещения частоты и фазы. Таким образом, на первом этапе вычислений получаем каналы, в которых теоретически должны находиться спутники, а также вероятностные значения сигналов от них. В то же время блок FE выдает на компьютер оцифрованные сигналы, пришедшие от реальных спутников.
На втором этапе работы программы теоретические значения, полученные путем математического моделирования, сравниваются с реальными сигналами от спутников. С помощью корреляционной модели из всего спектра выбирают полезный сигнал, наиболее похожий на тот, который был рассчитан теоретически.
Когда пик корреляции R пересекает заданный порог точности l, первый этап расчетов заканчивается. Это значит, что этап поиска завершен, найден первый спутник и переведен в режим слежения. В процессе слежения навигационная информация от данного спутника постоянно уточняется.
Если порог точности, заданный в корреляционной модели, не достигнут, то процесс вычисления повторяется. Количество итераций зависит от заданной точности вычислений. Такой подход позволяет в первом приближении оценить координаты спутника и начать принимать его эфемериды и альманахи с информацией о других спутниках. Процесс поиска спутников продолжается до тех пор, пока не будут выполнены все предварительно заданные параметры обработки.
В работе GNSS можно рассмотреть два основных сценария:
- Поиск заданного количества спутников GPS и переход к вычислениям координат приемника.
- Поиск спутников GPS и переход к поиску спутников ГЛОНАСС, до тех пор пока суммарное количество видимых спутников не достигнет заранее заданного значения, и дальнейший переход к вычислениям координат приемника.
На третьем этапе работы GNSS SDR-данные, полученные со всех спутников, формируются в единый массив и вычисляются коды фаз и псевдодальности. Если не достигнута требуемая точность, проводятся дополнительные вычисления с оценкой отношения мощности радиочастотного сигнала к шуму и проверкой спектрального соотношения C/N0. Более подробно принцип работы GNSS SDR рассмотрен в [24].
Технические характеристики навигационного блока в серии HL
Блок ГНСС-модулей серии HL поддерживает все стандартные функции GPS и GLONASS. В серии HL используется 52-канальный GNSS-приемник SiRF V, работающий с двумя СНС:
- GPS L1 ((1575,42 ±20) МГц);
- GLONASS L1 FDMA (1597,5–1605,8 МГц).
Технические характеристики ГНСС-приемника модулей серии HL показаны в таблице 5 [15].
Наименование |
Описание |
|
Частота GPS |
L1 band (CDMA 1575,42 МГц) |
|
Частота ГЛОНАСС |
L1 Band (FDMA 1602 МГц) |
|
Спутниковые системы дифференциальной коррекции SBAS |
WAAS, EGNOS, MSAS, GAGAN, QZSS |
|
Количество каналов |
52 |
|
Антенна |
Пассивная, активная, антенный усилитель |
|
Вспомогательный сервер A-GPS |
Полная поддержка A-GPS, расширенный набор эфемерид |
|
Чувствительность по обнаружению, GPS, дБм |
–161 |
|
Чувствительность по сопровождению, GPS, дБм |
–165 |
|
Чувствительность по обнаружению, ГЛОНАСС, дБм |
–158 |
|
Чувствительность по слежению, ГЛОНАСС, дБм |
–165 |
|
Среднее время до первого местоопределения для доверительной вероятности 50 и 95%, с |
холодный старт |
27/38 |
теплый старт |
26/35 |
|
горячий старт |
1/1 |
|
Горизонтальная погрешность определения координат для доверительной вероятности 50 и 95%, м |
холодный старт |
2/10 |
теплый старт |
1/5 |
|
горячий старт |
1/2 |
В модулях серии HL поддерживается режим A-GPS (Assisted GPS), при работе в котором на вспомогательный сервер поступает информация со всех GPS-приемников, функционирующих в данной сети. Этот сервер может быть оснащен собственным мощным GPS-приемником и выступать в качестве ретранслятора сигнала от спутников. Вот почему для устройств, действующих в режиме A-GPS, значительно сокращается время вычисления координат при холодном старте. Кроме того, устройства с поддержкой A-GPS могут работать в местах, где в прямой видимости нет спутников или сигнал достаточно слабый, в том числе внутри зданий.
Модули серии HL могут работать в режиме дифференциальной коррекции (SBAS — Satellite Based Augmentation System). В этом режиме ГНСС-приемник получает вспомогательные сигналы от наземных станций, чье местоположение известно с очень высокой точностью. За счет этого можно заметно увеличить точность определения координат.
На открытой местности, в условиях ясного неба при работе с SBAS и A-GPS, ГНСС-приемник модулей серии HL обеспечивает точность определения координат в горизонтальном плане меньше 1 м, с доверительной вероятностью 95%.
В условиях городской застройки точность будет хуже. Использование двух спутниковых систем навигации ГЛОНАСС и GPS позволяет уменьшить ошибки вычисления координат, обусловленные отражением и экранированием сигналов спутников. На рис. 11 [11] схематически показаны сигналы спутников, доступные ГНСС-приемнику, окруженному высотными зданиями.
Оранжевые линии соответствуют сигналам спутников, которые блокируются зданиями, но принимаются спутником в виде отраженных сигналов. Голубые линии — прямые сигналы GPS. Белые линии — прямые сигналы ГЛОНАСС.
Расчеты, проведенные для примера, приведенного на этом рисунке, показывают, что значения HDOP — «фактора снижения точности при определении положения в горизонтальной плоскости» (Horizontal Dilution of Precision) — будут различными для работы с одной и с двумя СНС [11]:
- HDOP = 45, при работе с тремя спутниками GPS;
- HDOP = 50, при работе с тремя спутниками ГЛОНАСС;
- HDOP =2,2 при работе с тремя спутниками ГЛОНАСС плюс три спутника GPS.
В марте 2014 года корпорация CSR объявила о том, что разработанный ею ГНСС-приемник SiRF V 5ea с поддержкой четырех ССН (GPS, ГЛОНАСС, BDS/Compass и Galileo) смог получить, отследить и использовать сигналы, транслируемые четырьмя находящимися на орбите спутниками Galileo для того, чтобы определить свое местонахождение на территории Германии [26]. На сегодня SiRFstarV 5ea — один из немногих ГНСС-приемников, удовлетворяющих всем требованиям eCall Galileo. Следует отметить, что системы безопасности eCall (Европейский Союз) и ЭРА-ГЛОНАСС будут иметь согласованные протоколы, стандарты систем и единое пространство безопасности на дорогах.
Технические параметры модулей серии HL полностью соответствуют регламентам нормативных документов РФ [3–10] и могут быть использованы в системах спутникового мониторинга, устанавливаемых на всех видах автомобильного транспорта.
Поэтому с большой долей вероятности можно говорить о том, что модули серии HL имеют наибольшие перспективы для оборудования, способного работать с ЭРА-ГЛОНАСС.
- icarsupport.eu/ecall/10th-eeip-meeting-25-arpil-2013/ /ссылка утеряна/
- nis-glonass.ru/projects/era_glonass/ /ссылка утеряна/
- control-auto.ru/zakon.html /ссылка утеряна/
- rg.ru/2008/09/03/glonass-dok.html /ссылка утеряна/
- rg.ru/2009/02/18/navigaciya-dok.html /ссылка утеряна/
- ФЗ № 78 от 14.06.2012. Федеральный закон о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном». Принят Государственной Думой 25.05.2012.
- Постановление Правительства РФ от 10.09.2009 № 720 «Об утверждении технического регламента о безопасности колесных транспортных средств».
- Министерство транспорта РФ, Приказ от 31.07.2012 № 285 «Об утверждении требований к средствам навигации, функционирующим с использованием навигационных сигналов системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS и предназначенным для обязательного оснащения транспортных средств категории M, используемых для коммерческих перевозок пассажиров, и категории N, используемых для перевозки опасных грузов».
- Министерство транспорта РФ, Приказ от 13.02.2013 № 36 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства».
- http://rosavtotransport.ru/
- Introducing AirPrime HL Series. Flexible, future-proof, and compact. One form factor is all you need. Sierra Wireless. Webinar Slides — Sales and Marketing. 2014/04/09.
- HL series webinar. Technical session. Sierra Wireless. 2014 Flexible, future-proof, and compact. One form factor is all you need.
- Scalability Guide. AirPrime HL Series. AirPrime HL Series. 4115613, 1.0. April 03. 2014.
- Product Technical Specification. AirPrime HL6528x. Sierra Wireless, 4114016, 3.0. January 28. 2014.
- Product Technical Specification. AirPrime HL8548 and HL8548-G. Sierra Wireless. 4114663, 1.3. February 14. 2014.
- Customer Process Guidelines. AirPrime HL Series Snap-in Socket. Sierra Wireless, 4115102, 1.1. February 21. 2014.
- Customer Process Guidelines. AirPrime HL Series. Sierra Wireless, 4114330, 1.1. June 20. 2013.
- AT Commands Interface Guide. AirPrime HL6 and HL8 Series. Sierra Wireless 4114680, 3.3. April 09. 2014.
- https://doc.airvantage.net/display/USERGUIDE/User+Guide. /ссылка утеряна/
- Development Kit User Guide. AirPrime HL6528x. 4114877 1.0. November 21, 2013.
- SiRFstarV GNSS Chip and SiRFfusion Platform For automotive, cameras, computing, fitness, handsets and telematics. Cambridge Silicon Radio.
- csr.com/news/pr/2014/galileo
- Software defined radio: architectures, systems, and functions. Dillinger, Madani, Alonistioti. Wiley. 2003.
- Software-Defined Radio Technologies for GNSS Receivers // International Journal of Navigation and Observation. 2011, Article ID 979815.
- Yanming Feng. Combined Galileo and GPS: A Technical Perspective // Journal of Global Positioning Systems. 2003. V. 2, № 1.
- csr.com/news/pr/2014/galileo /ссылка утеряна/