ГЛОНАСС-решения группы компаний «М2М телематика» обеспечат безопасность пассажиров на транспорте
Спутниковый мониторинг транспорта представляет собой систему контроля, предназначенную для управления перевозками (контроль автопарков и соблюдения маршрутов транспорта, оптимизация маршрутов), транспортного мониторинга (определение местоположения транспортного средства, скорости его перемещения и технологических процессов), диспетчеризации транспорта. Общий принцип работы всей системы представлен на рис. 1. Такой мониторинг осуществляется на основе определения местоположения объекта, оснащенного навигационно-связным оборудованием. В настоящее время в мире существуют лишь две навигационные системы с глобальным покрытием Земли — американская GPS и отечественная Глобальная навигационная спутниковая система (ГЛОНАСС). Стоит отметить, что они не конкурируют друг с другом, совсем наоборот: совмещенные GPS/ГЛОНАСС-решения позволяют осуществлять спутниковый мониторинг транспорта с повышенной точностью и надежностью даже в условиях сложного городского ландшафта и горной местности.
Ключевым преимуществом использования ГЛОНАСС на транспорте является снижение расхода топлива и других эксплуатационных затрат в среднем на 20% (за счет оптимизации маршрутов, ликвидации простоев транспорта, борьбой со «сливами» и т. д.). При этом в сфере общественного транспорта спутниковый мониторинг дает повышение безопасности, удобства и эффективности перевозки пассажиров.
На данный момент на рынке представлены ГЛОНАСС-решения для обеспечения безопасности пассажирских перевозок от уровня отдельно взятого предприятия до выстраивания диспетчерской системы целого субъекта РФ. Прежде всего, стоит выделить навигационно-информационную систему (НИС) мониторинга и управления пассажирскими перевозками по маршрутам регулярного сообщения «M2M-РЕГИОН Пассажирские перевозки». Данное решение специально разработано для автоматизации дистанционного мониторинга и контроля процесса перевозки пассажиров в городе или регионе, а также контроля выполнения муниципальных контрактов пассажирскими автотранспортными предприятиями (ПАТП) и любыми другими автотранспортными предприятиями (АТП), работающими по фиксированным маршрутам и графикам.
Именно работа навигационно-связного оборудования в составе систем диспетчеризации обеспечивает максимальную безопасность перевозки пассажиров — в первую очередь за счет того, что водитель, осознавая, что находится под наблюдением и все его нарушения скоростного режима будут отслежены и расследованы, начинает в гораздо большей степени соблюдать скоростные ограничения и правила дорожного движения в целом.
Из решений ГК «М2М телематика» в сфере пассажирских услуг стоит упомянуть и систему управления маршрутизированным перевозочным процессом уровня пассажирского автотранспортного предприятия — «М2М-CityBus». Для мониторинга пассажиропотоков служит система «АСМ-ПП» («Автоматизированная система мониторинга пассажиропотоков»), а для мониторинга и управления школьными автобусами — «M2M-РЕГИОН Школьный автобус».
Повышают безопасность пассажиров и системы видеонаблюдения, которые устанавливаются непосредственно на транспорте. В последнее время они получают все большее распространение. Здесь, прежде всего, хочется отметить комплексную информационную систему обеспечения безопасности и информирования пассажиров на транспорте «Безопасный автобус», в рамках которой происходит насыщение бортового комплекта оборудования системами видеонаблюдения, учета пассажиропотока, информирования пассажиров и др.
Система «Безопасный автобус» (рис. 2) разработана группой компаний «М2М телематика» во исполнение положений Указа Президента РФ «О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте» № 403 от 31.03.2010 г. и предназначена для повышения уровня безопасности и качества обслуживания пассажиров наземного общественного транспорта в части организации видеонаблюдения, аудио-/видеорегистрации на пассажирских транспортных средствах (ТС) и передачи видеоинформации в диспетчерский или ситуационный центр для анализа в случаях чрезвычайных и нештатных ситуаций, а также для предоставления оперативной и достоверной информации пассажирам ТС при движении на маршруте.
Система обеспечивает видеонаблюдение не только в салоне, но и в кабине автобуса, а также мониторинг дорожной обстановки по ходу движения транспорта с помощью цифровых фотокамер. Аудиорегистрация переговоров водителя обеспечивается с помощью особо чувствительного микрофона, скрытно установленного в кабине автобуса. Кроме того, сам водитель может вызвать диспетчера или службу экстренного реагирования посредством скрытно установленной «тревожной кнопки». При этом осуществляется постоянный мониторинг состояния внутренней среды во время движения автобуса с помощью чувствительных комбинированных датчиков-извещателей о задымленности и температуре в салоне. Кроме того, в салоне такого автобуса над входными дверями установлены еще и бесконтактные датчики для подсчета вошедших и вышедших пассажиров. Система обеспечивает голосовое и визуальное (в режиме «бегущей строки») информирование пассажиров о номере маршрута пассажирского транспорта, начальной и конечной остановке, направлении движения автобуса. Важно отметить, что для работы системы «Безопасный автобус» не требуется специального обучения водителя, все устройства и подсистемы включаются и выключаются автоматически при запуске или останове двигателя автобуса и не отвлекают водителя в процессе работы.
От «Умной остановки» к ИТС
«Безопасный автобус» является объектом диспетчерского управления комплекса «М2М-РЕГИОН Пассажирские перевозки», который включает в себя еще одну подсистему, направленную на повышение транспортной и общей безопасности, — «Умная остановка». Она позволяет значительно повысить качество обслуживания пассажиров наземного общественного транспорта, обеспечивая посредством установленных табло информирование пассажиров о маршрутах общественного транспорта и времени его прибытия на остановку с точностью до минуты (а также об изменениях в расписании, маршрутах и т. д.). Система также позволяет осуществлять двустороннюю связь с ожидающими пассажирами и видеомониторинг обстановки на близлежащей территории, а также незамедлительно сообщать о происшествии в службы экстренного реагирования с помощью тревожной кнопки. При этом «Умная остановка» и «Безопасный автобус» являются одними из основных элементов более масштабного комплекса, не только включающего в себя системы диспетчеризации и спутникового мониторинга, но и обеспечивающего интеграцию коммунальной и транспортной инфраструктуры города, — интеллектуальной транспортной системы (общая схема представлена на рис. 3). Поэтому результаты внедрений систем «Умная остановка» и «Безопасный автобус» было бы более правильным привести уже в составе комплексной системы.
Так, по результатам внедрения элементов ИТС в Рязани, регулярность движения пассажирского транспорта возросла до 99,9%, а экономия на горюче-смазочных материалах достигла 20%. По результатам внедрения элементов ИТС на основе ГЛОНАСС специалистам компании «М2М телематика – Алтай» в Барнауле удалось сократить время приезда бригад «скорой помощи» по вызовам более чем в два раза: с 21 до 10 мин. Благодаря такому сокращению времени выезда количество смертных случаев среди реанимационных пациентов сократилось примерно на 20%. Кроме того, в результате внедрения системы расходы на ГСМ сократились на 20%. Схожие результаты внедрения ИТС наблюдаются и в других регионах.
В целом ИТС позволяет не только частично разгрузить транспортные потоки, повысить безопасность и качество пассажирских перевозок, но и ускорить реагирование экстренных служб при возникновении чрезвычайных ситуаций. Различные элементы ИТС внедрены уже более чем в 40 городах и регионах РФ, а наиболее активное развитие получили в Барнауле, Москве, Рязанской и Ленинградской областях. Все они реализованы на технологической платформе группы компаний «М2М телематика», обеспечивающей построение многоуровневых навигационно-информационных систем любой сложности на базе технологий ГЛОНАСС/GPS.
Таким образом, спутниковый мониторинг на базе отечественной навигационной системы ГЛОНАСС все активнее используется в целях повышения безопасности на транспорте. При этом принципиальным моментом является диспетчеризация транспортных средств, оснащенных навигационным оборудованием, и включение их в состав более сложных и комплексных систем: только в этом случае достигается наибольшая эффективность внедрения. Группа компаний «М2М телематика» предлагает множество решений в этой области, начиная с уровня отдельного предприятия и вплоть до выстраивания диспетчерской системы целого субъекта РФ (рассмотренная в данной статье система «M2M-РЕГИОН Пассажирские перевозки»). Следует также отметить, что результаты внедрений подсистем «Безопасный автобус» и «Умная остановка» практически неотделимы от результатов функционирования более сложных комплексов (ИТС), в составе которых и дают максимальный синергетический эффект. Работающие в многоуровневых диспетчерских системах навигационные решения ГЛОНАСС дают существенный экономический эффект от сокращения расходов на ГСМ (в среднем на 20%), а комплексная интеграция системы мониторинга с корпоративными информационными системами крупных предприятий дает повышение эффективности использования ТС практически на 40%.